Описание картины Брюллова «Гадающая Светлана»


«Гадающая Светлана» - Брюллов К.П.


Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — гениальный русский художник первой половины 19 века — в 1836 году написал картину «Гадающая Светлана». Источником вдохновения для создания этого полотна послужила популярная баллада В.А. Жуковского «Светлана».

Картина невелика по размеру (94 × 81), написана на холсте, техника — масляные краски.

Жанр произведения — бытовая сцена. Тема русского быта (святочных гаданий) в первый и единственный раз отразилась на полотне Брюллова.

Композиция картины треугольная. В поясном изображении героини вершина «треугольника» — кокошник девушки, совпадающий левой стороной с центром полотна. При этом отражение в зеркале образует два «треугольника».

На переднем плане изображена девушка, сидящая в полуобороте спиной к зрителю. На ней нарядный костюм в русском стиле: сарафан, рубашка, кокошник, жемчужное ожерелье. Правда, обнажённые плечи не в русской традиции, а в светской. Тёмные волосы Светланы заплетены в тугую косу. Она приготовилась к встрече с суженым.

В зеркале зритель видит её лицо, окружённое темнотой. Оно напряжено, в карих глазах тревога, боязнь, но снедаемая печалью о женихе девушка решается соприкоснуться с тёмным миром. Слева на столике с зеркалом горит свеча в серебряном подсвечнике, как и полагается при гадании. Сняла ли девушка крест, как положено по условиям гадания? Его не видно на ней, но виден шнурок на шее, на котором может быть нательный крест.


Задний план картины тонет в темноте. Лишь с правой стороны картины падает на стену слабый свет свечи. За зеркалом (символом потустороннего мира) — страшная, таинственная чернота.

Цветовая гамма полотна золотисто-коричневая. Тона красок мягкие, медовые контрастируют с густой чернотой потустороннего мира в зеркале и за ним. Коричневый сарафан, светлая блуза с коричневой отделкой, такого же цвета рама зеркала, освещенная стена. Желто-коричневая узорчатая скатерть перекликается с рукавами блузы девушки. Лишь кокошник Светланы красного цвета, но смягчённого, неяркого в тон картине. Красный цвет символизирует любовь, страсть, коричневый добавляет таинственности.

Свет горящей свечи ложится бликами на девичьи плечи, выделяет очертания прелестной шеи, линии щеки, что делает Светлану очень живой. Самые яркие световые пятна лежат на плече девушки, на скатерти перед зеркалом. В зеркальном отражении девушки блики света лежат на верхней части лица, но в зазеркалье они смотрятся более приглушёнными.

Брюллов сумел передать в своей картине тот дух романтического мистицизма, который звучит в балладе В. А. Жуковского. Таинственность, опасность, страх, что-то необъяснимое, иррациональное — все эти приметы романтизма имею место в картине. Образ гадающей в ней на суженого девушки (обыденное на Руси явление) сопряжён с опасностью попытки заглянуть за грань реальности.

Русское общество живо откликнулось на новый шедевр Карла Брюллова. Сам автор баллады в благодарность за эту картину именовал живописца Карлом Великим.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Брюллова «Портрет А.К. Толстого в молодости»
  • Описание картины Брюллова «Нарцисс смотрящий в воду»
  • Описание картины Брюллова «Портрет И.А. Крылова»
  • Описание картины Брюллова «Итальянский полдень»