Описание картины Брюллова «Итальянский полдень»


«Итальянский полдень» - Брюллов К.П.


Непревзойдённый русский живописец в стиле классицизма и романтизма Карл Павлович Брюллов (1799–1852) много лет прожил в Италии. За эти годы он создал много полотен на итальянские сюжеты, вдохновляясь окружающей действительностью. Картина «Итальянский полдень» была написана в 1827 году как парная картина к полотну «Итальянское утро» (1823).

«Итальянский полдень» — полотно небольших размеров (64 × 55), материал работы — холст, техника выполнения — масло.

Жанр картины — бытовая (сельская) сцена. Простой сюжет — женщина собирает виноград — для художника стал источником солнечного впечатления.

Композиция произведения незамысловата: на весь передний план полотна размещена одна фигура. Это молодая женщина, красивая итальянка, крестьянка, полная сил и здоровья. Художник великолепно передал состояние своей героини. В лице её радость, восхищение, удивление. Эта жизнерадостная крестьянка видит красоту в малом и умеет быть счастливой.

Женщина засмотрелась на кисть винограда, где в каждой ягодке играет солнце. Она стоит на лестнице, одной рукой держась за перекладину. Другая рука её срывает виноградную кисть. Она как бы устремлена вверх: румяное лицо поднято, большие тёмные глаза широко распахнуты, она улыбается в любовании прекрасным плодом.

Сползшая с плеча рубашка открывает пышущее здоровьем тело и великолепную, немного смуглую, кожу. Это уже не юная девушка, а женщина в полном расцвете своей красоты. Название картины «Итальянский полдень» можно применить и в отношении этой итальянки, олицетворяющей полуденную красоту. Возможно, её кожа недостаточно темна для крестьянки, чёрные блестящие волосы не по-крестьянски безупречно уложены, но Брюллов не мог совсем игнорировать академические каноны.


Задний план — листва винограда, яркая и сочная зелень. Затемнён лишь правый нижний угол картины, куда не проникает солнце.

Цветовая палитра — мажорная. В картине всё дышит радостью, полуденным зноем, солнцем и тенью виноградника. Главные составляющие цветовой гаммы — зелёные и коричневые тона, любимые художником. Но здесь в них нет темноты и таинственности. Слепящие красотой золотистого загара плечи красавицы — яркое пятно на картине, которое безоговорочно оживляет радостью всё полотно. Дополнительной энергией насыщает картину и красная ткань на сгибе руки женщины под ручкой корзины.

Свет в картине замечателен: лучи солнца, пробиваясь сквозь ветви винограда, ложатся игрой светотени на лицо и фигуру женщины, играют в каждой ягоде виноградной кисти. Это солнечный полуденный свет преображает краски, делает их веселее и радостнее.

Идея картины — гармония человека и природы, счастье в обыденности жизни.

Критики недооценили полотно «Итальянский полдень» на выставке, так как они сочли сцену слишком обыденной, а изображённую героиню не достаточно изящной, не подходящей под академические каноны красоты. Брюллов на это ответил, что художник имеет право приближаться к естественной красоте, которая в жизни нравится больше условной скульптурной красоты.

А в народе это произведение стало наиболее любимым: репродукции, литографии «Полдня» всегда пользовались спросом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Брюллова «Портрет А.К. Толстого в молодости»
  • Описание картины Брюллова «Нарцисс смотрящий в воду»
  • Описание картины Брюллова «Гадающая Светлана»
  • Описание картины Брюллова «Портрет И.А. Крылова»