Описание картины Брюллова «Нарцисс смотрящий в воду»


«Нарцисс смотрящий в воду» - Брюллов К.П.


Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — выдающийся русский живописец первой половины 19 века. Картина «Нарцисс, смотрящий в воду» была написана им в девятнадцатилетнем возрасте в ходе обучения в Академии художеств как задание по учебной программе.

Картина написана в 1819 году, материал работы — холст, техника выполнения — масло. По размерам полотно довольно большое: 162 × 209,5 см.

Жанр произведения — мифологическая живопись. Сюжет взят из древнегреческого мифа. Юный красавец Нарцисс, сын нимфы, по предсказанию, должен был жить долго, до глубокой старости в том только случае, если ни разу не взглянет на своё лицо. Но как-то раз во время охоты Нарцисс, чтобы утолить жажду, наклонился к воде, и ему открылась его красота. Она так захватила юношу, что он уже не мог отойти от источника, расстаться со своим отражением. Так и умер в тоске, превратившись в цветок.

Композиция картины треугольная. «Треугольник» образуют склонённая над источником фигура Нарцисс, устремлённый в противоположную сторону от него Амур и широкий, наклонный ствол дерева над головой Амура и под ногой Нарцисса. Разнонаправленные движения (Нарцисса и Амура), положенные в основу композиции, — смелый ход в ученической работе.

На первом плане картины изображен обнажённый прекрасный Нарцисс над водой, с упоением смотрящий на своё отражение. Красная ткань, слегка наброшенная на его тело, ещё сильнее оттеняет красоту юноши. С левой стороны картины высится мощный ствол нависшего над героем дерева.


На втором плане кудрявый Амур с крылышками, с луком и стрелами. Он спешно улетает в противоположном от Нарцисса направлении, при этом плутовато смотрит на зрителя и прижимает палец к губам. Понятно, что пагубная страсть Нарцисса к самому себе — его работа.

На заднем плане темнеет густой лес, тенистый, таинственный, красивый. В изображении леса мало реального, это лес, где обитаю герои мифов, он загадочен и романтичен.

Цветовая гамма картины отличается мягкостью и глубиной. Тёмная зелень листвы тенистого леса, золотящиеся в вечерних лучах солнца обнажённые тела, песчаный цвет дороги к источнику. Зелёно-золотистую гамму разбавляет красное пятно ткани, как намёк на страсть.

Свет пробивается сквозь листву слева, лучи падают примерно под углом 45 градусов. Скорей всего, на картине вечер. Золотистые солнечные блики ложатся на торс Нарцисса, самое яркое пятно на полотне — его сияющее колено. Юноша смотрится очень живым и чувственным в этом освещении. Улетающий Амур лишь слегка отмечен солнцем, оно чуть позолотило его пухлые ножки.

Молодой Брюллов хотел из учебного задания, из простого изображения мужской фигуры создать живую, прельстительную красоту, хотя и с учётом требований академических правил. Кроме того, он изобразил фигуру на фоне пейзажа, и картина дышит единением и гармонией с природой. Студенту Брюллову удалось в своей работе соединить классицизм с романтизмом.

Уже в этой студенческой работе явственно стремление художника писать живую натуру, преодолеть ограничения классицизма. Преподаватели были удивлены на просмотре, потому что Брюллов вышел за пределы задания. Его картина была отмечена малой золотой медалью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Брюллова «Портрет А.К. Толстого в молодости»
  • Описание картины Брюллова «Гадающая Светлана»
  • Описание картины Брюллова «Портрет И.А. Крылова»
  • Описание картины Брюллова «Итальянский полдень»