Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — видный русский художник, создавал живописные полотна в стиле классицизма и романтизма.
Грандиозное творение «Последний день Помпеи» художник завершил в 1833 году. Эта работа заняла у него шесть трудных лет. Впечатления от посещения раскопок Помпеи в Италии побудили его обратиться к теме гибели цветущего города под пеплом вулкана.
Картина написана на холсте, техника исполнения работы — масло, размер полотна впечатляет: 456,5 × 651 см.
Жанр произведения — историческая живопись. Римский город Помпеи погиб при извержении вулкана Везувия, случившемся в 79 году н. э. и продолжавшемся сутки.
Композиция картины выстроена по академическим правилам. Персонажи произведения распределены по группам с учётом равновесия.
Планы в картине также подчинены академическим правилам, поэтому организованы чередованием. Действующим лицам переднего плана придаётся скульптурная объёмность, на втором плане персонажи более похожи на силуэты.
В самом центре полотна лежит на мостовой молодая, прекрасная женщина с младенцем. От падения с колесницы она лишилась чувств. Ребёнок цепляется за её одежды, но у него уже нет поддержки.
С левой стороны переднего плана картины изображена группа людей из четырёх человек: опустившиеся на мостовую мать с двумя дочерьми, со страхом смотрящие на грозное небо; христианский священник над ними с факелом и кадилом, бесстрашно взирающий на извержение и падающих языческих богов.
Правая сторона уравновешивается двумя сыновьями несущими престарелого отца и Плинием, уговаривающим свою старую мать собраться с силами и бежать вместе с ним. За Плинием — пара новобрачных. Жених держит на руках бесчувственную невесту и с ужасом смотрит в её неживое лицо.
Персонажи второго плана: обнажённый всадник на вздыбленной лошади с обезумевшими глазами; семейная пара с двумя детьми, пытающаяся убежать от надвигающейся гибели; жрец с жертвенником, прикрывающий голову и бегущий в панике. Слева большая группа людей, давящих друг друга на ступенях гробницы Сквара. Одни пытаются в ней спастись, другие в ужасе выбегают, видя, как с противоположной стороны улицы низвергаются статуи богов. Среди обезумевших людей изображён спокойный наблюдатель Брюллов с ящиком красок на голове
Задний план картины заполнен мечущимися лошадьми, падающими людьми. Небо справа пламенеет огнём, сверкает молниями, слева — затянуто непроглядной чернотой.
В композиции Брюллов отступил от классицизма развитием действия в глубине картины, не отдавая преимущества в действии первому плану.
По академическим правилам выстроена и цветовая гамма. Первый план затенён, его цвета более плотны. Художник использовал определённые тона: красные, оранжевые, синие, коричневые. На втором плане в ход идут полутона неяркие: светлые и нежные оттенки голубого, зелёного и жёлтого цвета.
Свет в картине распределён по принципу противопоставления. Чередование светлых и теневых участков усиливает динамичность композиции полотна. Брюллову удалось передать в картине освещение от двух источников — вулкана и молний, в чём состояло его новаторство.
Идея картины лежит на поверхности: уязвимость человека перед слепой, сокрушительной силой природы. Но здесь есть и скрытый, аллегорический, смысл: крушение прекрасного и порочного античного мира и утверждение эпохи христианства.
Величественное полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи» восхищало современников художника в России и в Европе, продолжает восхищать зрителя спустя почти два столетия. А.И. Тургенев назвал этот шедевр «славой России и Италии».