Описание картины Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа»


«Дети Иакова продают своего брата Иосифа» - Флавицкий


Русский живописец Константин Дмитриевич Флавицкий (13.09.1830 — 3.09.1866) в своём творчестве обращался к историческому жанру. Его кисти принадлежит знаменитая картина «Княжна Тараканова». Жизнь художника была недолгой, и наследие Константина Дмитриевича невелико.

Произведение «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» (1855) было создано Флавицким во время обучения в академии художеств. За эту работу он удостоился золотой медали. В картине задействован библейский сюжет о сыновьях патриарха Иакова, которые продали в рабство своего брата Иосифа. Изображён момент, когда Иосифа передали купцу.

Братья не жаловали Иосифа из-за того, что он был любимцем отца. Решение убить брата созрело, когда Иосиф простодушно поведал им свой вещий сон, в котором он царствовал над братьями. Сребролюбие, однако, навело их на мысль о более выгодном предприятии, чем убийство. И братья успешно провернули гешефт: продали Иосифа.


На переднем плане картины выделены более ярким светом две группы людей: справа — проданный Иосиф, которого слуги купца укладывают на верблюда, мадианитянский купец, обсуждающий сделку со своей женой; слева — шесть братьев, увлечённо считающих прибыль. Иосиф на фоне более тёмных слуг выглядит лучезарным, белым, как агнец. Этот цвет символизирует невинность праведника. Он умоляет братьев не продавать его. Они же, захваченные делёжкой двадцати серебряных монет, не обращают на него внимания. Только Иуда, инициатор сделки, внимательно и без сожаления смотрит на своего брата.

В самом низу полотна виднеется колодец, куда предварительно был сброшен Иосиф. Рядом лежат верёвки, которыми несчастный был связан. Задний план картины погружён в тень. Слева можно различить фигуры ещё трёх братьев. Среди них Рувим, который не желал зла Иосифу. Он предложил сбросить его в колодец, намереваясь после ухода братьев вернуть его отцу. Но братья опередили Рувима, и в горе он разодрал свои одежды. За спиной этой группы возвышается скудная растительность, одно дерево засохло. Очевидно, что место действия — засыхающий оазис.

В центре картины — тёмная фигура одного из стражников купеческого каравана. Правой рукой он держит копьё, левую вытянул с указующим перстом в направлении слуги, сажающего Иосифа на верблюда. Вероятно, даёт указания. Левая часть заднего плана — семья купца и караван, движущийся по пустыне. За верблюдом, предназначенным для Иосифа, виднеется фигура раба. Он с изумлением наблюдает за происходящим. Родственные связи на Востоке очень высоко ставились, и поступок братьев считался верхом безнравственности.

В композиции художник использовал приём контраста света и тени, тёмных и светлых одежд. Такой приём подчёркивает драматизм события. Насыщенные цвета одеяний (бордовый, синий, голубой, ярко-красный) служат фоном бледности и беззащитности Иосифа. Вместе с тем он выделен на полотне самой светлой фигурой. Это не только указание на праведность отрока, но и намёк на будущее возвышение Иосифа, о чём известно зрителю, знакомому с библейской историей.