Описание картины Франца Марка «Птицы»


«Птицы» - Франц Марк


Немецкий художник-экспрессионист Франц Марк (8.02.1880 — 4.03.1916) за годы своего творчества увлекался кубизмом, футуризмом, абстракционизмом. Достигнув творческой зрелости, художник всё чаще стал обращаться к изображению животных. Марк считал их более чистыми существами в сравнении с людьми. Он изображал их в естественной среде и посвящал зверям экспрессионистские полотна резких цветов, в которых явно проступал кубизм. В этих работах бывало мрачное восприятие действительности, например картина «Судьба животных».

«Птицы» (1914) — тоже одна из специфических работ Марка, свидетельствующая о новом стиле художника. Картина посвящена миру животных, которые стали для Франца Марка своего рода идеалом. В ней присутствуют яркие цвета, между ними наблюдается резкий переход, что создаёт впечатление тревоги, хаоса, апокалипсиса. Первый взгляд на картину — что изображено? Сознание даёт ответ: взрыв. Это он всполошил птиц. 1914 год — начало Первой мировой войны. «Птицы» — воплощение мира, в который ворвалась война.

Художник стремится передать свои чувства, отношение к какому-то явлению, а не сделать фотографическое изображение. У экспрессионистов для выражения своих волнений в ходу символы, красноречивые сочетания цветов и абстрактность форм. Часто разгадка замысла такого художника приходит на интуитивном уровне с опорой на вызванное чувство.


Птицы на картине не сразу бросаются в глаза, сначала замечаешь их клювы, головы, постепенно вырисовываются туловища, крылья. Все треугольники разных цветов могут быть крыльями напуганных птиц. Причину птичьей тревоги художник изобразил в самом низу картины: концентрированная чернота, которая веерообразно, чёрными полосами расходится по картине. Очень похоже на взрыв снаряда, осколки которого взрывают птичью жизнь.

Взорванный мир на картине отделён от мира без войны зигзагом светлой полосы, на котором спокойно стоит большая белая птица. Она отвернулась от взрыва, её взгляд устремлён в противоположную от него сторону. Чернота пытается накрыть птицу, но слева исходит свет, в полосе которого она находится. Источник света, вероятно, купол, часть которого можно рассмотреть в левом верхнем углу картины. Это под его покровом находится птица.

По направлению к ней (или к свету) летит центральная птица, на которую падает жёлтый свет солнечного луча, пробившегося через хаос взрыва. Ей трудно лететь. Рядом с чернотой соседствует кроваво-красный цвет. Справа внизу полотна — три белых треугольника. Они похожи на головы белых птиц, обагрённые кровью.

Контрастные цвета с нагнетанием черноты создают эффект трагичности. Свет справа — это и надежда, и впечатление хрупкости нашего мира. Трагическое восприятие художником пришествия войны могло быть сопряжено с предчувствием своей скорой гибели. Он умер в 1916 году от тяжёлого ранения.

Казалось бы, треугольники, кубики… Что тут можно передать? Францу Марку удалось передать боль и вызвать её у зрителя.