Описание картины Франциско де Гойя «Сон разума рождает чудовищ»


«Сон разума рождает чудовищ» - Франциско де Гойя


Франциско Гойя — знаменитый испанский художник второй половины 18 — начала 19 вв., представитель эпохи романтизма, придворный живописец. Свет и жизнерадостность в его картинах первого периода творчества сменились с годами на мрачное видение негативных сторон жизни.

В 1799 году свет увидел офорты под названием «Капричиос» (ит. сapriccio — каприз), серию мрачных картинок. Эти изображения не имели ничего общего с полотнами, написанными при дворе. Ходили слухи о некой непонятной болезни в 1792–1793 гг., которая повлияла на мировоззрение Гойи, и следствием её стала глухота художника.

Офорты «Капричиос» основывались на соединении фантастических фрагментов снов и сатирического изображения современной жизни. Однако сатира была доведена до такого гротеска, что создавалось впечатление, будто художник поставил цель излить свою желчь, а не обличить пороки общества. На альбом «Капричиос» инквизиция наложила вето, но до сей поры эти произведения в людской памяти живее, чем другие шедевры Гойи: постарались представители декаданса и модернизма.

Одна из работ «Капричиос» — «Сон разума рождает чудовищ» (1797). Название рисунка — испанская пословица. Гойя пояснил, что фантазия в сочетании с разумом создаёт чудесные творения искусств, но фантазия при спящем разуме порождает только чудовищ.


В центре рисунка — заснувший за столом человек. Он сидит на стуле, уронив голову на стол и закрыв лицо руками. Под локтем его лежат листы и художественные инструменты. Вероятно, автор запечатлел себя во время глубоко сна. Позади спящего слетаются совы, другие хищные птицы, летучие мыши простёрли над ним тёмные крылья, у ног его лежит большой зверь, напоминающий кота. На первый взгляд птицы как птицы и зверь как зверь, но в этих животных есть что-то отпугивающее, инфернальное. Их глаза горят откровенной злобой и ненавистью.

Возможно, эти сущности присутствовали в жизни Гойи не только во сне, и он измучен ими. Художник, однако, настаивает, что эти чудовища — результат неработающего разума. Так он говорит о необходимости контроля над умом, над эмоциями, чтобы не допустить появления фантазий такого рода, овладевающих сознанием человека. Возможно, изображённые монстры — олицетворение страстей и пороков человеческих.

Высоко над головой спящего — темнота. Именно оттуда, из темноты, появляются эти зловещие видения, слетаются один за другим. Мысль человека связана сном, воображение безудержно, чем пользуются потусторонние силы, стремящиеся вторгнуться в независимое рациональное сознание. «Сон разума» — художественная аллегория, взывающая к здравому смыслу.

Вряд ли душевно здоровому человеку захочется долго разглядывать эту картинку. Гойя гениально изобразил хищные морды адского зверинца. Возникает желание, отдав должное его мастерству, переключиться на что-то более весёлое. Не стоит долго вглядываться в бездну, иначе она посмотрит на тебя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Франциско де Гойя «Колосс»
  • Описание картины Франциско де Гойя «Зонтик»