Описание картины Герасимова «Дары осени»


«Дары осени» - Герасимов


Крупнейший советский художник Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) писал картины на тему партийной и советской истории, портреты вождей. Его особенно ценил И. В. Сталин. В творчестве он придерживался, как и полагалось советскому художнику, направления социалистического реализма, хотя в молодости его увлекал импрессионизм.

Но кисти Александра Михайловича принадлежали не только картины, угодные власти, он писал также для души. Это были цветы, натюрморты, пейзажи, сцены из жизни. Таков и натюрморт «Дары осени».

Первое, что бросается зрителю в глаза, — это красные гроздья рябины. На подоконнике в просторной стеклянной вазе стоит великолепный букет из срезанных веток рябины. Он занимает большую часть полотна. Он — его центр и главный акцент. Пылающие гроздья заслоняют весь обзор из окошка. Некрашеные рама и подоконник подсказывают, что натюрморт, скорей всего художник писал в дачном домике.

На переднем плане картины простой дощатый столик, вплотную придвинутый к подоконнику и сливающийся с ним по цвету. На нём расположены другие составляющие натюрморта — тарелка с яблоками, две головы подсолнечника, наполовину вылущенные и небольшой симпатичный грибок вверх ножкой. Ближе к стеклянной вазе, визуально примыкая к ней, стоит небольшая керамическая ваза зелёного цвета. В ней тоже стоит несколько веток рябины.


Задний план — оконное стекло, точнее — его фрагменты. За окном что-то зеленеет, но ничего не видно. Главное, в окно льётся солнечный свет, он высвечивает жёлтое дерево рамы, подоконника и стола, веселит зеленые узкие листья рябиновых веток. Художник запечатлел то прекрасное время осени, когда «за окном свет и зной, подоконники ярки, безмятежны и жарки последние дни…» (Бунин).

Картина насыщена цветом: жар рябиновых кистей в яркой зелени листвы, поток солнечного света. Приём контраста дополнительно оживляет полотно. Объёмной прозрачной вазе, в которой видны ветки, противопоставлен скромных размеров тёмно-зелёный сосуд. Подсолнухи контрастируют вылущенной желтизной с чернотой оставшихся в них семечек. Разбавляет яркость красок нежный цвет яблок на светлой тарелке.

Вся композиция переднего плана находится под сенью невозможно яркого букета, он возвышается над всеми предметами, бросает тень и красноватый отсвет на подсолнухи, яблоки, стол. Одинокий грибок на краю стола композиционно уравновешивается упавшей на подоконник кистью как раз напротив него.

Гроздья рябины смотрятся такими настоящими и сочными, что их хочется погрызть. Яркий красный цвет всегда привлекает взгляд и будоражит человека. Художник, возможно, хотел передать приподнятое настроение на фоне наступившей осени. Это время года привлекает людей творческих. Тон картины довольно мажорный. Впереди дожди, но сейчас тепло и брызжет солнце. Хотя и осень, но вот её плоды и «костёр рябины красной». А этот пламенеющий цвет — всегда символ любви, кипучей энергии и красоты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине А.М. Герасимова «После дождя»
  • Описание картины Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы»