Описание картины Франческо Хайеса «Поцелуй»


«Поцелуй» - Франческо Хайес


Франческо Хайес (10.02.1791 — 21.12.1882) — итальянский художник, яркий представитель романтизма 19 века. На создание живописных полотен его вдохновляли исторические, мифологические и религиозные сюжеты, а также литературные произведения («Седьмой крестовой поход на Иерусалим», «Руфь», «Ромео и Джульетта», «Нимфы», «Одиссей во дворце Анкилоя»). Хайес был известен и как превосходный портретист. Он писал портреты многих известных людей, и они считали честью удостоиться его кисти.

Картину «Поцелуй» Хайес написал в 1859 году в духе итальянского романтизма. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» не раз вдохновляла художника. Помимо этого литературного произведения повлиял на сюжет картины и роман Алессандро Мандзони «Обручённые». Ко всему этому отношения между Италией и Францией складывались таким образом, что сюжет картины мог стать политической аллегорией.

Хайес полагал «Поцелуй» знаковой работой. В ней он видел симбиоз вполне земной любви и возвышенного патриотизма. Художник работал над «Поцелуем» на фоне решающих политических событий. В июле 1858 года состоялось секретное соглашение в Пломбьере между Францией и Сардинским королевством, в декабре оно было подкреплено Туринским договором. Результатом этих дипломатических шагов должно было стать создание северо-итальянского государства, которое станет оплотом единства нации. Кроме того, договор предполагал брак дочери короля Сардинии и кузена императора Франции.


Картина и была представлена публике после встречи в Милане короля Сардинии и императора Франции, которые одержали общую победу над австрийскими войсками при Сольферино.

Если рассматривать полотно в ключе политической аллегории, то многое становится понятным. На переднем плане страстно целуются двое юных влюблённых. Их одежда и особенности архитектурной среды говорят о Средневековье. Пара очень напоминает Ромео и Джульетту. Однако на современность картины указывает новая система изображения, а в цвете одежды героев картины (красный, голубой) явно содержится намёк на договор между Францией и Сардинией, вытекающее последствие которого — зарождение объединённой Италии.

Картина сама по себе великолепна. В ней содержится таинственность, страсть, интрига. Юные любовники, в чувствах которых весь пыл первой страсти, встретились тайно. Поцелуй — на острие ножа. Она — светловолосая, в нежно-голубом платье, он — яркий брюнет с пышными волосами, выбивающимися из-под охотничьей шапки с пером, в накидке и красных гетрах.

На героев падает свет с левой стороны картины, вероятно из окна, но высокие своды замка сумрачны. В стене, прямо над влюблёнными, мрачно чернеет окно. Они стоят в просторном коридоре, справа от них три ступени, ведущие, очевидно, в зал. Слева — поворот за угол и лестница ведущая вниз. На лестнице виден тёмный силуэт немолодой женщины. Она спускается, стараясь быть незамеченной. Можно только догадываться, кто она и какую роль играет.

Сюжет картины очень интересен, даёт пищу для фантазии. Написано так, что чувствуется прохлада замка, жар поцелуя и слышатся торопливые шаги в гулкой тишине.