Описание картины Кудревича «Утро весны»


«Утро весны» - Кудревич


Белорусский художник Кудревич Владимир Николаевич (13.11.1884—4.01.1957) был мастером лирических пейзажей. Красота белорусской природы была главным объектом изображения для Кудревича.

Среди известных работ Владимира Николаевича — «Мельница», «На реке Сож», «Белорусская деревня», «Старый Минск», «Глубокие сумерки», «На Днепре».

Картина «Утро весны» (1924)— пейзаж в стиле импрессионизма, размытое в тумане изображение утра в берёзовой роще. Полотно наполнено свежей майской зеленью листвы и цветением трав.

На переднем плане мы видим раскрывшиеся навстречу утреннему солнцу лесные цветы, жёлтые, голубые, белые, сиреневые. Среди них можно узнать подснежники, мать-и-мачеху. Через всё полотно снизу доверху, почти по диагонали, вытянулся тонкий ствол склонённой берёзки. Все берёзы очень высокие и тонкоствольные, поэтому кажутся в утреннем тумане призрачными.


На заднем плане сиренево-голубой туман окутывает рощу. Едва-едва сквозь него проглядывают с левой стороны картины очертания дома вдали. Справа роща встаёт плотной стеной без всякого просвета. Небо тусклое, сероватое, его ещё не оживило солнце своим сиянием.

Светило, очевидно, только поднимается, его лучи лишь коснулись рощи, они почти горизонтально падают, высветили тёплым жёлтым светом полоску полянки, ствол покосившейся берёзы и листву соседнего деревца. Ещё немного — и могучим потоком польётся свет, рассеется туман. На картине холодный цвет тумана будто спорит с теплотой проникающего солнечного света. Это придаёт динамичность и жизненность изображению утра.

Композиция на первый взгляд проста, но она очень эффективна в оформлении пространства. На переднем плане и в центре картины роща кажется довольно разреженной, так как стволы берёз очень тонки и прозрачны. Это создаёт впечатление простора, которое усиливается густым цветом ковра цветущих трав.

Автор, используя приёмы импрессионизма, очевидно, задавался также импрессионистской целью в работе — передать мимолётное впечатление, настроение. И, безусловно, в «Утре весны» мы видим не только изображение прелестного майского пейзажа, но и внутренне состояние художника — очевидная любовь к родной природе, восхищение её красотой, радость наступившему цветению весны.

Впечатление от картины, как от большинства солнечных пейзажей, очень позитивное. Такое полотно, можно сказать, имеет терапевтическое воздействие. Оно может согреть чьё-то надорванное сердце. В весеннем пейзаже всегда звучит надежда. А здесь тем более — занимается утро весны в прекрасном уголке природы. Всё лучшее впереди — это подтекст произведения. Здесь покой и тишина, только весёлый щебет птиц нарушает её. Погружаясь взглядом в это дивное весеннее утро, можно мысленно представить себя здесь, среди майской зелени, аромата лесных цветов, и жизнь снова покажется не такой уж плохой, и подумается, что всё ещё получится.