Описание картины Кустодиева «Большевик»
Борис Кустодиев (23.02.1878 — 26.05. 1927) — русский живописец конца 19 – начала 20 вв. С 1923 года примкнул к объединению художников революционной России. Кустодиев в основном занимался портретной живописью и театральными декорациями. Среди значимых работ художника широко известны такие картины, как «Портрет Ивана Билибина», «Ярмарка», «Чтение манифеста», «Красавица», «Московский трактир», «Купчиха за чаем», «Масленица», «Большевик».
Работа «Большевик» (1920) была результатом раздумий Бориса Михайловича об Октябрьской революции. Прошло три года после её свершения, многие явления жизни новой России как последствия революции он внутренне не мог принять. Кустодиев понимал революцию неконтролируемым народным бунтом, размах которого принял гигантские размеры, а последствия оказались непредвиденными. Художник вывел образ большевика таким, каким видел его сам.
Сюжет картины — гигантский большевик, возвышаясь над городом, шагает с кумачовым флагом в руках по улицам, кишащим толпами, к храму — последнему оплоту старого режима. Кустодиев впервые прибег к аллегорическому, гротескному изображению. Его картины всегда были реалистичны. Полотно «Большевик» вызывает ассоциации со зловещим «Колоссом» Гойи.
Гигант — по виду простой рабочий, в шапке и телогрейке. Флаг в его руках под стать знаменосцу: непомерно длинной лентой вьётся кумачовый стяг над улицами столицы. Охватил всё небо кроваво-красный символ революции. Светлы и красивы дома, крыши припорошены белым снегом, а улицы черны (да и сам большевик смотрится на картине чёрным пятном). Вглядываясь в черноту, вдруг видишь, что это люди, чёрными толпами заполнившие улицы. От толпы исходит угроза, они готовы драться за светлое будущее. Великан выражает общее настроение этих людей, в его лице жёсткость и фанатичная уверенность, он знает, куда идёт.
Грозно смотрит большевик на преграду к новой жизни — Церковь. Нет сомнений, что он готов разрушить до основанья «весь мир насилья», и никакие старорежимные понятия о святости его не остановят. Таково же и настроение народных масс, которые смотрятся стихийной, неуправляемой силой.
Между тем, борцы за светлое будущее выглядят довольно мрачно, тогда как сам город с розоватыми купеческими домами и заиндевевшими деревьями напоминает о дореволюционной тишине и невольно вызывает ностальгию. Светел и храм пряничного вида с голубым куполом. Только в помрачении ума можно смотреть на него с таким ожесточением. Церковь тоже высится над городом, но гигант так велик, что вот-вот нависнет над ней. Уже синяя тень легла на её крышу, что усиливает тревожность картины.
Кустодиев до революции живописал в своих картинах Россию купеческую, тихую и провинциальную. В «Большевике» он изобразил то, что принесла революция. Этот великан разрушит и растопчет всё. Той России, которую Кустодиев любил, больше не вернуть. Разрушительная стихия сметёт её.