Описание картины Малевича «Садовник»


«Садовник» - Малевич К.С.


Казимир Малевич (1879–1935) — автор загадочного «Чёрного супрематического квадрата» — не сразу пришёл к абстрактной живописи. Его творческий путь к супрематическим композициям начался от импрессионизма, лежал через фовизм и кубизм.

Картина «Садовник» была написана Малевичем в 1911 году среди первых его авангардистских работ («Купальщик», «Полотёры»).

Это небольшое произведение (91 × 70), выполненное на бумаге, техника написания — гуашь.

Жанр картины — бытовая сцена. Источником вдохновения для создания произведений такого рода были образцы народного искусства — лубочная живопись, роспись подносов, вывески.

Композиция картины — вертикально-горизонтальная (линейная). В центре изображена почти монументальная фигура садовника, стоящего в профиль. Резкие грубоватые мазки небрежно очерчивают угловатый силуэт. Черты лица почти отсутствуют, даны только намёком. Неестественно расширен обращённый к зрителю глаз. Размер его ноги нереально велик, садовник прочно стоит на земле. Велика и красная кисть руки садовника. Работа по манере исполнения близка к неопримитивизму и фовизму (пер. с фр. «дикий»), при котором формы сводятся к простым очертаниям.


Садовник оперся на заступ лопаты. Он выглядит застывшим в раздумьях, отстранённым от окружающего мира. Перед ним (с левой стороны картины) чернеет груда выкопанной земли. Справа на переднем плане виден угол тачки, загруженной землёй. Средний план картины — изображение двух кадок с растениями. На заднем плане, в отдалении, виден другой садовник, занимающийся пересадкой деревьев.

Цветовая палитра картины выдержана в духе фовизма — буйство красок. Кричащий красный цвет в лице и руке садовника, разбросанный по его одежде и другим участкам картины, сочетается с яркими тонами жёлтого и зелёного цветов. Такая палитра придаёт произведению экспрессию и насыщает её энергетикой.

В картине отсутствует светотень, в согласии с фовизмом. «Садовник» оставляет впечатление насыщенности солнечным светом, но сложно определить, откуда он падает. Если принять белое пятно на рукаве садовника за солнечный блик, то это свет высокого полуденного солнца.

Напор цвета в картине, его интенсивность будто намерено приводит к искажению рисунка и композиции. Несмотря на бытовой сюжет, в произведении отсутствует реалистичность. У садовника несоразмерно большие ноги, руки, лицо и кисть руки красного цвета, при этом лицо абстрактно. Малевич создавал это произведение как независимый целостный организм, выстроенный по своим законам. Главный закон здесь — цвет.

Безусловно, Малевич пережил влияние французских фовистов, прославившихся мощью цвета. Для него фовизм, как и для других авангардистов, был ступенью в развитии творчества. Фовизм просуществовал около двух лет. Художники выходили из него и углублялись в свои творческие поиски. Картина «Садовник» и подобные ей в были выражение переходного этапа в творчестве Малевича на пути к абстрактной живописи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Малевича «Летний пейзаж»
  • Описание картины Малевича «Авиатор»
  • Описание картины Малевича «Черный супрематический квадрат»
  • Описание картины Малевича «Спортсмены»