Описание картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»


«Сикстинская Мадонна» - Рафаэль


Рафаэль Санти (26.03.1483 — 6.04.1520) — великий итальянский художник эпохи Возрождения. За свою недолгую жизнь — тридцать семь лет — Рафаэль писал картины на библейские сюжеты, на темы классической мифологии, работал над фресками, портретами.

Самые прославленные его полотна — «Свадьба Богородицы», «Святой Георгий и дракон», «Диспут», «Преображение», «Портрет Кастильоне», «Прекрасная садовница», «Триумф Галатеи», «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа».

«Сикстинская мадонна» (1512—1513) была заказана папой Юлием ll для церкви, находящейся в монастыре святого Сикста в городе Пьяченце. Заказ Рафаэль выполнил на холсте, хотя для того времени обычным материалом в таких случаях была доска. Возможно, заказ предназначался для хоругви, но может быть, холст был выбран из-за размеров картины. Церковь в Пьяченце считалась пребывающей под покровительством святых Сикста и Варвары, поэтому их образы запечатлены на картине.


В центре картины в полный рост изображена в полный рост фигура Мадонны с Младенцем. По обеим сторонам её расположены две коленопреклонённые фигуры, слева — святой Сикст, справа — святая Варвара. В самом низу, на переднем плане — два ангелочка, смотрящие вверх. Композиционно фигуры размещены в треугольнике. Раздвинутый занавес усиливает геометрический замысел композиции. В обрамлении зелёных занавесей Мадонна в простой одежде, но окружённая сиянием, словно сходит с небес, босые стопы её слегка касаются облака, и, кажется, что она и зритель встречаются взглядами.

Художнику удалось передать в выражении лица Марии кротость, смирение, любовь и скорбь. У Младенца недетский взгляд, Мария держит его как свою драгоценность, в глазах таится знание предстоящих испытаний. Рафаэль отразил в них очень много человеческого.

Картине назначалось занять место перед распятием, поэтому лица и положение фигур должны быть подчинены чувству, вызванному страданиями и смертью Спасителя. Мы видим указующий перст Сикста и склонённую голову Варвары.

Картина написана с большим мастерством, в традициях Возрождения, но именно от этого возрождения язычества страдает христианское содержание. Картина не производит того впечатления, какое бывает от православных икон. Младенец изображён обнажённым и пухлым, что в православии не допускается. Мария здесь скорее напоминает скорбную от своей незащищённости перед жестоким миром мать-одиночку. Толстенькие обнажённые ангелочки похожи на языческих купидонов, и ничего похожего на духовность в их толстеньких мордашках не заметно. Взгляд святой Варвары почему-то направлен на этих купидончиков с крылышками, на её лице улыбка умиления.

В картине много телесного и не много духовного. Это свойственно многим картинам религиозного содержания эпохи Возрождения. Католическая церковь принимала в своё лоно эту полусветскую живопись. К сожалению.