Описание картины Щербакова «Колокольчики мои»


«Колокольчики мои» - Щербаков


Советский художник Борис Валентинович Щербаков (25.03.2016 — 25. 07.1995), как всякий признанный советский художник, работал в направлении социалистического реализма, что не помешало таланту создавать уникальные картины. Его первые произведения были посвящены исторической тематике, например: «Древнеримский форум», «Париж. Мост Александра III», «А. С. Пушкин в Петербурге». Во время Великой Отечественной войны Борис Валентинович был занят фронтовой темой.

Но главным делом жизни художника Щербакова были пейзажи. Особенно много работ в этом жанре художник посвятил русской природе, перенося на полотна всю увиденную им красоту. Пейзажи Щербакова всегда узнаваемы. Красота природы в его работах имеет высокую концентрацию, будто она умножена любовью художника, его особым видением.

Как всякий пейзажист, Борис Валентинович не мог быть равнодушен к цветам. Небольшая картина (70х50) в жанре натюрморта «Колокольчики мои» (1989) сразу вызывает в памяти стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои, цветики степные…», в котором эти тёмно-голубые цветы о чём-то звенят среди некошеной травы в майский день.


На переднем плане картины изображён букет из колокольчиков в простой глиняной вазе коричневого цвета. Букет довольно пышный, но хаотичный. Впечатление такое, что цветы только что принесли и сразу же поставили в вазу, не выравнивая стебли, не заботясь о равномерном их распределении. Так, букет с правой стороны на картине выглядит гораздо гуще, чем с левой стороны. В центре букета только два колокольчика на высоких стеблях возвышаются над своими собратьями, оторванные от них. Рядом с вазой лежат сиротливо ещё несколько цветов, которые, вероятно, не поместились в кувшин. Слегка увядшие, они свешиваются с края стола.

Лиловые и фиолетовые колокольчики на высоких и тонких стеблях изящно склонили головки. Стебли плотно стоят в ёмкости, острые зелёные листья свешиваются через край. Кувшин стоит на столе, застеленном белой скатертью, от него по скатерти образовались две небольшие складки. С правой стороны от букета, ближе к краю стола, лежат две фиолетовые сливы, в тон колокольчикам. Скатерть на заднем плане слегка засыпана частичками цветов и зелени. Композиционно здесь всё уравновешено.

Фон картины можно назвать условно белым. Белая скатерть сливается с белой стеной. На картине фон имеет голубоватый и желтоватый оттенки. Но ведь и снег на полотнах художников никогда не выглядит чисто белым, так как белый цвет принимает на себя оттенки цвета окружающей среды. Абсолютная простота фона, небрежность в букете, полное отсутствие всякой парадности, ваза, похожая на кринку, — всё это указывает на деревенский или дачный быт, близость к природе. Легко представить, что свет, падающий на вазу с цветами с левой стороны картины, исходит из небольшого окна с простыми занавесками, за которым открывается зелёный цветущий сад или простор полей.

Глядя на эти милые колокольчики, близкие сердцу русского человека, на непритязательную обстановку, мы чувствуем уют, покой. Хочется сердечной простоты, тишины, осмотреться кругом и увидеть божественную красоту в природе, мимо которой обычно пробегаем, не замечая.