ОГ� Описание картины Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Описание картины Васнецова «Гамаюн, птица вещая»


«Гамаюн, птица вещая» - Васнецов


Русский живописец В.М. Васнецов (3.05.1848 — 23.07.1926) прошёл творческую эволюцию, как всякий художник. Он начал как бытописатель, затем перешёл к былинным, сказочным и историческим сюжетам. Заключительный этап его творчества — переход от холстов к монументальной живописи: великолепная роспись стен Свято-Владимирского собора в Киеве.

Виктор Михайлович был в числе художников-передвижников, но прозаизм их картин, очевидно, не был созвучен его душе. Васнецов обратился к стилю модерн, для которого были характерны декоративные картины-панно, погружающие зрителя в сказочный, фантастический мир. Живопись модерна находилась под большим влиянием символизма.

Одна из картин В.М. Васнецова, написанных в стиле символизма, — «Гамаюн, птица вещая». Год создания — 1897. Картина могла быть задумана в связи с работой художника над иллюстрациями для книги Н.И. Кутепова о царских охотах. В ходе работы художник знакомился с историческими текстами, где могли быть описания гамаюна.

Правда, гамаюн Васнецова мало соответствует описаниям, в которых эта райская птица вечно летает, но у неё нет крыльев и ног. В полётах ей помогает хвост. В русских книгах 17-19 вв. падение гамаюна было предвестием смерти правителя. Васнецовский гамаюн — это смешение древнерусских представлений о райских птицах и, в частности, о птице Алкион с головой и руками девушки. Таким образом, картина написана в мифологическом жанре.


Передний план картины — фантастическое существо, имеющее тело птицы и голову женщины. На ногах птицы — человеческие пальцы. Лицо гамаюна трагически прекрасно. Это лицо совсем юной девушки с красивыми чертами и огромными тревожными глазами, глядящими вдаль. Лицо очень бледное и испуганное, словно существо видит что-то страшное. Губы разомкнуты, будто она что-то говорит. Движение чёрных крыл — как руки девочки, закутывающейся в шаль, пытающейся закрыться от чего-то. Смятые чёрные перья отсвечивают пурпуром, бледное личико — в ореоле золотистых волос, напоминающих корону, но видно, что они встали дыбом. Бедняжка не может оторвать глаз от видения, и её «уста, запекшиеся кровью», продолжают вещать.

Сидит фантастическая птица на изогнутом стволе нереального дерева с завитками и зловещими чёрными цветами. Дерево стоит в воде. Кругом — водная пустыня с чахлыми травинками и поникшими цветами. Фон картины — красноватое небо, сливающееся на горизонте с гладью таких же красноватых вод. Похоже, что это отсвет пожарищ. Картина передаёт не просто тревогу, а предчувствие апокалипсиса.

К концу 19 века в России произошло уже много трагических событий: убийство царя, покушения, казни, мятежи. В обществе витал дух революции. Не всех он увлекал, многие понимали, что несёт с собой революция. Очевидно, В.М. Васнецов выразил свою тревогу в связи с общественными настроениями и возможным поворотом событий.

«Гамаюн, птица вещая» Васнецова производит поразительное впечатление. Современники сразу заметили эту картину. Александр Блок отозвался на неё стихотворением с таким же названием. Картина словно иллюстрирует стихи: «Предвечным ужасом объят, прекрасный лик горит любовью…».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
  • Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
  • Описание картины Васнецова «Аленушка»
  • Описание картины Васнецова «Гусляры»