Описание картины Яна Вермеера «Молочница»


«Молочница» - Ян Вермеер


Ян Вермеер (1632 – 1675) – художник Нидерландов. В голландском искусстве он представлял золотой век наравне с Рембрандтом и Хальсом. Вермеер изображал в своих картинах, главным образом, бытовые сцены с небольшим количеством людей, писал портреты, мастерство в создании впечатления перспективы и освещения довёл до совершенства.

Известны только тридцать шесть работ Яна Вермеера. Среди них такие шедевры: «Девушка с жемчужной серёжкой», «Молочница», «Любовное письмо», «Маленькая улица», «Молодая женщина с кувшином воды», «Бокал вина», «Аллегория веры», «Женщина с лютней», «Урок музыки», «Женщина в красной шляпе», «Географ». И это не полный перечень.

Картина «Молочница» имеет параллельные названия — «Женщина с кувшином молока» и «Кухарка». О времени создания этого полотна можно говорить лишь приблизительно — 1658 – 1661 годы. В этом произведении, как и в других, художник обращается к бытовой теме. Предельная простота в композиции картины выделяет её среди голландской живописи.


В центре изображена фигура молодой женщины, на фоне пустоты белой стены заднего плана она выглядит очень контрастно, тем более что в её одежде присутствуют яркие краски: ультрамариновый фартук и пурпурная юбка. Женщина занята самым обыденным делом: наливает из глиняного кувшина молоко в чашу с двумя ручками. На её лице выражение спокойствия, умиротворения и сосредоточенности — она занята привычным, повседневным делом.

Черты лица женщины просты, но правильны. Её плотное тело пышет здоровьем, рукава закатаны по локоть, фартук подоткнут, голову покрывает белый чепец. Социальное положение женщины очевидно — служанка, кухарка. При этом вид её исполнен достоинства.

На небольшом столе, покрытом тёмно-голубой скатертью, помимо чаши с молоком, находится корзинка с хлебом, выпечка булочек разной формы и красивый синий кувшин с узорами, о содержимом которого можно только догадываться. Со стола свешивается ярко-синий платок.

Свет, проникающий сквозь зарешеченное окно, делает предметы в комнате и фигуру женщины отчётливыми и яркими. Стена за спиной молочницы, кажется, сама излучает свет. Контраст между фоном и фигурой героини усугубляется белой контурной линией, отделяющей её от стены. Наличие предметов в помещении сведено к минимуму: короб и фонарь на стене, на полу маленький коричневый ящик — предположительно, грелка для ног. Такая композиция была новаторством для своего времени, так как тогда принято было заполнять пространство множеством деталей.

Художник увидел и передал в картине радость в обыденности жизни, приятность повседневных бытовых забот. В молодой женщине чувствуется скромность и строгость, она трудолюбива, знает себе цену и держится с достоинством. От картины веет покоем и тихим счастьем бытия, смотреть на неё отрадно.