Описание скульптуры «Медный всадник»


«Медный всадник» — знаменитый памятник Петру Великому, возвышающийся на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Свой неофициальный титул он получил благодаря одноимённой поэме Александра Сергеевича Пушкина (1833), где скульптура обрела особую мистическую силу и стала олицетворением величия государства. Идея увековечить основателя Петербурга принадлежала императрице Екатерине II, которая стремилась подчеркнуть преемственность своих реформ с делом Петра.

Для воплощения задуманного монумента в 1766 году был приглашён французский скульптор Этьен Морис Фальконе, работавший над проектом свыше десяти лет. Талантливая скульпторша Мари-Анна Колло, ученица Фальконе, выполнила тонкую детализацию лица Петра, придав ему выражение решительности и вдохновения. Официальная церемония открытия состоялась лишь в 1782 году; Екатерина II придала этому событию особый политический смысл: она видела себя прямой продолжательницей реформаторских устремлений великого императора.

В центре композиции — Пётр Великий на вставшем на дыбы коне. Его правая рука протянута вперёд в повелительном жесте, словно указывая путь для России к новым горизонтам, а под копытами лошади извивается змея, олицетворяя врагов реформ или любые препятствия на пути преобразований. Для того чтобы подчеркнуть динамику и триумфальную поступь всадника, Фальконе разместил его на гранитном пьедестале, получившем название «Гром-камень». Этот огромный валун был обнаружен в окрестностях Лахты и доставлен в столицу по специально сконструированным рельсам — предприятие, ставшее для XVIII века настоящим инженерным подвигом.


Основная часть скульптуры отлита из бронзы. В процессе литья Фальконе тщательно контролировал каждую стадию, стремясь достичь гармонии формы и выражения. Короткий плащ, наброшенный на плечи Петра, подчёркивает лёгкость и героическую красоту всей композиции, а разлетающаяся грива коня создаёт иллюзию неудержимого движения вперёд. Со временем памятник приобрёл тёмную патину, придающую ему особое благородство.

В годы блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны «Медный всадник» был обшит деревянными щитами и засыпан песком, чтобы защитить его от артиллерийских обстрелов. Монумент уцелел и сегодня неизменно привлекает внимание туристов и горожан. Благодаря поэме Пушкина скульптура стала своего рода культурным мифом, где Пётр I предстаёт демиургом, властно меняющим пространство и судьбы людей вокруг.

«Медный всадник» по сей день входит в число ключевых символов Петербурга: его силуэт часто появляется в фильмах, литературе, на открытках и сувенирах, связанных с городом. Для одних он — напоминание о гении Петра, «прорубившего окно в Европу», для других — образ государственности и напряжённой истории России. Но, несомненно, и для столетия Екатерины II, и для современности он воплощает неукротимую волю к преображению, устремлённую вперёд вместе с великим преобразователем государства Российского.



Описание скульптуры «Медный всадник»


Описание скульптуры «Медный всадник»

Понравился описание фотографии? А вот еще:

  • Описание кабинета Лермонтова в Тарханах
  • Описание кабинета Пушкина в Михайловском
  • Описание скульптуры Чайкова «Футболисты»
  • Описание скульптуры «Родина-мать зовёт!»