«Память расходится из настоящего сразу в обе стороны: в прошлое, которое мы запомним, и в будущее, которое запомнит нас» - М. Эпштейн
Михаил Эпштейн утверждал: «Память расходится из настоящего сразу в обе стороны: в прошлое, которые мы запомним, и в будущее, которое запомнит нас». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Поколение настоящего держит в своей памяти события, произошедшие с его предками. Но на этом работа памяти не прекращается: как представители настоящего помнят прошлое, так и представители будущего будут помнить прошлое. Причем для людей будущего время, которое на данный момент является настоящим, уже станет прошлым. Наши потомки будут помнить и то, что помним мы, и то, что произошло с нами.
Доказательства справедливости высказывания М. Эпштейна можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» повествование ведется от первого лица, а голосом повествователя становится голос самого А.С. Пушкина. Повествование начинается с выражения восторга преобразовательной деятельности царя Петра I. А.С. Пушкин обращается к исторической эпохе, когда у Петра I возникла мысль о строительстве города Санкт-Петербурга, имеющего выход к морю, для того, чтобы вести деловые отношения с европейскими государствами. Дальнейшее повествование посвящено событиям, связанным с наводнением 1824 года: возлюбленная главного героя по имени Параша погибает во время наводнения, Евгений теряет смысл жизни и лишается рассудка, а после и вовсе погибает. В повествовании наблюдается два временных пласта: XVIII век, когда по решению Петра I был построен Санкт-Петербург, и XIX век, когда случилось самое разрушительное наводнение в Санкт-Петербурге. Обращение А.С. Пушкина к двум векам позволяет порассуждать о том, что современники Евгения и Параши помнят о событиях строительства по решению царя Петра I Санкт-Петербурга, то есть они обращаются к прошлому, связанному с деятельностью их предков; дальнейшие же поколения будут помнить не только о строительстве Санкт-Петербурга, но и о наводнении 1824 года, которое для них уже будет не настоящим, как для современников Евгения, а прошлым. То есть во время наводнения 1824 года память уходит сразу и в прошлое, и в будущее.
Доказательство справедливости высказывания М. Эпштейна можно найти и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Рассказывая историю своей жизни повествователю, Андрей Соколов вспоминает прошлое: когда и где он родился, как во время Гражданской войны умерли его родители и сестра, как 10 лет он счастливо прожил с женой Ириной и тремя детьми, как он воевал в ходе Великой Отечественной войне и как он потерял и жену, и всех троих детей. Если за настоящее взять начало Великой Отечественной войны, то жена Андрея Соколова Ирина и его дети Настенька, Олюшка и Анатолий хранят память о тех событиях, которые были до Великой Отечественной войны. Андрей Соколов, а также последующие поколения будут помнить не только то, что хранилось в памяти Ирины и троих детей, но и события Великой Отечественной войны.
Таким образом, память действительно уходит и в прошлое, о котором помнят представители настоящего, и в будущее, которое вдобавок будет помнить и о представителях настоящего.