Почему Некрасов называл просторную жизненную дорогу — «страстей раба»?


Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» утверждал, что человек может сделать выбор из двух путей: просторная дорога – дорога «страстей раба», по ней «к соблазну жадная идет толпа», и тесная дорога – «честная дорога», по которой идут лишь «души сильные». Так почему Н.А. Некрасов назвал просторную жизненную дорогу – «страстей раба»? Ответ довольно прост: людей, которые руководствуются низменными принципами, которые стремятся к материальным ценностям, значительно больше, чем людей, которые ставят перед собой высокие жизненные цели. Тех «рабов», которые интересуются ложными ценностями, которые хотят удовлетворить различные «страсти», действительно много.

Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» показано, что главный герой Чартков выбирает жизненный путь, который носит обыденный характер в обществе. С помощью дьявольского портрета ростовщика, который проверял и испытывал Чарткова, он получил 1000 червонных. Являясь «художником с талантом, пророчившим многое», Чартков мог потратить обретенные деньги на совершенствование своего таланта. Сначала он думал: «И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Однако желание денег и славы затмили разум Чарткова, он захотел тратить деньги на то, «на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки». Чартков выбрал светский образ жизни, променяв на него талант, по той причине, что такое существование вело большинство людей того времени. Желая походить на знатных, влиятельных и богатых людей, Чартков забыл о том, что такое истинный талант, он растратил все свои художнические способности, став писать «портретики за деньги». В первой части повести наблюдается лишь один персонаж, который пошел не по привычному пути: «прежний товарищ» Чарткова, который развивал свой талант, отказавшись от светского образа жизни, благодаря чему ему удалось создать настоящее произведение искусства. Именно «прежний товарищ» Чарткова шел не по «просторной», как остальные, а по «тесной» дороге.

На то, что чаще всего люди выбирают дорогу «страстей», указывает и пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». Автор демонстрирует, что нравственно чистая главная героиня Лариса Огудалова была вынуждена жить в мире дельцов, которые являются своеобразными «хозяевами жизни». Паратов, Карандышев, Кнуров, Вожеватов, Харита Игнатьевна – это яркие образы, которые стремятся к высокому положению в обществе, к обретению материальных ценностей. Через брак с Ларисой Огудаловой Карандышев хочет войти в общество знатных людей. Паратов ради социального и материального благополучия готов жениться на нелюбимой женщине. Мать главной героини Харита Игнатьевна фактически продает своих дочерей, выбирая им женихов, исходя из их социального статуса и материального положения. А.Н. Островский показывает, что в обществе эгоистичных и циничных дельцов, которые руководствуются только ложными ценностями, забывая о внутреннем мире человека, судьбы людей превращаются в предмет купли-продажи. Лариса Огудалова отличается от окружающих ее людей, ей больше не хочется жить среди дельцов, поэтому она мечтает о смерти, которую в итоге и получает.

Таким образом, дорога, по которой, к сожалению, идет большинство людей, – дорога «страстей», при которой человек живет в соответствии с ложными ценностями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?
  • Как вы понимаете слова Рене Декарта: «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать»?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Где родился — там и пригодился»?