Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?


Тема «отцов и детей» отражена не только в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», но и во многих других художественных произведениях. Писатели и XIX века, и XXI века обращаются к данной теме. Чем же это обусловлено? Тема «отцов и детей» считается «вечной», поскольку она актуальна для всех времен. Почти всегда младшее поколение осуждает существование «отцов», пытаясь исправить их ошибки и сделать жизнь лучше, а старшее поколение в свою очередь не желает отказываться от привычной жизни, оно стремится сохранить все то, что было ими накоплено. Помимо конфликта «отцов и детей», в литературе отражается проблема преемственности поколений. Как бы ни старались «дети» отойти от «отцов», связь между поколениями нерушима. «Дети» всегда наследуют что-то от своих «отцов», поведение и характер представителей младшего поколения во многом зависит от родительского воспитания.

Над тем, почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы, заставляют задуматься комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и драма А.Н. Островского «Гроза».


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показан конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним». Чацкий выступает против тех порядков и принципов, которые наблюдаются в обществе, через искоренение чинопочитания, лицемерия, прислуживания, лести, угодничества и других общественных пороков Чацкий стремился изменить российскую действительность к лучшему. Но так называемое «фамусовское общество» не хотело отказываться от той жизни, которую они всегда вели, оно было недовольно тем, что Чацкий поднял руку на их устои. В комедии «Горе от ума» также поднимается проблема преемственности поколений. Фамусов весьма справедливо замечает: «Не надобно другого образца, // Когда в глазах пример отца». Поэтому неудивительно, что Софья предпочла не Чацкого, а Молчалина, типичного представителя «фамусовского общества», в котором Софья воспитывалась и росла.

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрированы сложные взаимоотношения между «отцами» и «детьми». Кабаниха и Дикой привыкли ощущать свое превосходство, они считают, что имеют право давать младшему поколению советы о том, как жить правильно. Автор показывает, что старшее поколение, представленное образами «самодуров», не хочет изменений в общественной жизни, поскольку боится лишиться власти. Поведение же «детей» по отношению к «отцам» разное. «Смирившиеся» Тихон и Борис тяготятся тем положением, в котором находятся, но покоряются ему. «Приспособившиеся» Варвара и Кудряш не против общественных изменений к лучшему, но ничего не делают для этого, поскольку нашли выход сосуществования с «самодурами». И лишь Катерина пытается бороться с устаревшими традициями и принципами, от которых не хотят отказываться Кабаниха и Дикой. То, что младшее поколение города Калинова либо смиряется, либо приспосабливается, указывает на воздействие воспитания «самодуров», Катерина борется с «темным царством», потому что воспитывалась в других условиях и ей близки другие жизненные ценности.

Таким образом, тема «отцов и детей» часто присутствует в художественных произведения по нескольких причинам: писатели хотят показать нерушимую связь поколений, раскрыть «вечный» конфликт между старшим и младшим поколениями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Произведение о войне, которое Вас взволновало