Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?


Высшей ценностью человеческой жизни справедливо считается свобода, поскольку только в том случае, когда человек может делать то, что ему хочется (в рамках разумного и законного), он сможет обрести истинное счастье. Свободный человек имеет возможность выбора, он независим от мнения окружающих людей, он имеет право проявлять свою волю. Без всего этого невозможно обрести счастье. Любой несвободный человек внутренне несчастен.

Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно обратиться к некоторым художественным произведениям отечественных авторов.


В драме А.Н. Островского «Гроза» противопоставлены свобода и несвобода главной героини в разные жизненные периоды. Катерина о прежней жизни отзывается так: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Автор подчеркивает, что свободная жизнь в родительском доме приносила Катерине счастье, она сама признается в том, что не знала никаких забот. Находясь в доме Кабановых и в городе Калинове в целом, Катерина скучает по временам «вольной птицы», постоянно сталкиваясь с притеснениями со стороны Кабанихи, не ощущая понимания со стороны жителей Калинова, она не может получать удовлетворение от жизни. То, что Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова, которого она не любила и не могла полюбить, говорит о том, что у нее не было свободы в любви, которую она очень ценила. Даже отдавшись любви к Борису, она чувствовала какую-то ответственность перед обществом, она так и не смогла обрести свободу. А. Н. Островский, в финале драмы демонстрируя самоубийство Катерины, выражает мысль о том, что для нее отсутствие свободы было немыслимым, что без нее она не хотела существовать, поэтому и лишила себя жизни.

Проблема свободы находит отражение и в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой, который родился в ауле и до 6 лет пробыл в кругу вольнолюбивых горцев, оказавшись в монастыре, чувствует свою несвободу. Монастырь он считает настоящей тюрьмой. Там он постоянно вспоминает о малой родине, мечтая вернуться к своему родному народу, он мечтает о том, чтобы отправиться в путешествия, где его ждут опасности, приключения и риски. Автор подчеркивает существующую взаимосвязь между несвободой и несчастьем: Мцыри не может найти гармонию с собой, поскольку ощущает границы в виде стен монастыря, где ему приходилось вести тихий и спокойный образ жизни, противоречащий внутреннему «я» героя. Только тогда, когда Мцыри совершил побег из монастыря с целью обрести гармонию с внешним миром, встретиться с переживаниями, «тревогами и битвами», вернуться к горячо любимому народу, он чувствует себя живым человеком. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что именно свобода давала Мцыри истинное счастье. Три дня на свободе значили для главного героя гораздо больше, чем все его существование в монастыре. Автор выражает мысль о том, что Мцыри умирает счастливым человеком, поскольку ему хотя бы на короткий промежуток времени удалось обрести желанную свободу. М.Ю. Лермонтов рисует смерть своего героя, показывая, что тот не смог бы после свободной жизни вернуться в монастырь-тюрьму.

Таким образом, свобода является высшей ценностью человеческой жизни, поскольку без нее невозможно счастье, поскольку она дает человеку возможность жить полноценной жизнью, исполняя собственные желания и мечты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  • Достижимо ли всеобщее счастье?
  • Чем опасно социальное неравенство?
  • Чем отличается неравенство от зависимости?
  • Согласны ли вы с мнением Шарль Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»