Произведение искусства – зеркало или окно в мир?


Сложно ответить на вопрос, чем является произведение искусства – зеркалом или окном в мир, поскольку творения, как правило, выступают и в качестве первого, и в качестве второго. Произведения искусства не могут быть оторванными от реальности, они являются отображением действительности. Творцы помещают в свои произведения то, что их окружает. Человек, воспринимая то или иное произведение искусства, видит в нем самого себя или современное ему общество. Но бывает и такое, что с помощью произведений искусства люди познают окружающий мир. Они открывают перед человеком возможности увидеть мир таким, каким он является на самом деле.

Над тем, что произведения искусства могут быть и зеркалом, и окном в мир, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных и зарубежных писателей.


В романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» с помощью образа Макара Девушкина отображен «вечный» образ «маленького человека». Герой неравнодушно относится к «Станционному смотрителю» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя, потому что в персонажах этих произведений он видит самого себя. Ф.М. Достоевский показывает, что А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, в названных произведениях которых раскрывается образ «маленького человека», отобразили реальную действительность. Читая пушкинское и гоголевское произведения, Макар Девушкин будто смотрит в зеркало. Так он отзывается о «Станционном смотрителе»: «Случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена». Но важно то, что повести А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя являются не только зеркалом, но и окном в мир, поскольку чтение данных произведений помогает Макару Девушкину в познании окружающего мира и в познании самого себя. Если раньше он просто был «маленьким человеком», даже не думая об этом, то после прочтения «Станционного смотрителя» и «Шинели» он задумывается о собственной жизни и о существовании тех самых «маленьких людей».

Над тем, что произведения искусства могут быть и зеркалом, и окном в мир, заставляет задуматься и повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», в которой немаловажное место занимает «Лунная соната» Бетховена, к которой по-разному относятся два персонажа: Желтков и Вера Шеина. Для Желткова «Лунная соната» выступает в качестве зеркала, поскольку в этом музыкальном произведении Желтков нашел отражение собственных любовных чувств. Для Веры Шеиной «Лунная соната» стала окном в мир, поскольку с помощью бетховенского произведения искусства она пришла к важному выводу. Автор показывает, что, прослушав «Лунную сонату» по просьбе совершившего самоубийство Желткова, Вера Шеина осознала, что «прошла мимо нее» «большая любовь», о которой «мечтает каждая женщина» и которая «повторяется только один раз в тысячу лет».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что произведения искусства выступают и в качестве зеркала, поскольку отображают реальную действительность, и в качестве окна в мир, так как помогают людям познавать окружающий мир и самих себя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Как Вы понимаете высказывание Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
  • Как смелость может проявиться в творчестве?
  • В чём смысл утверждения Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
  • Что, вслед за Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?