Как Вы понимаете утверждение Достоевского: «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?


Слова Ф.М. Достоевского следует понимать так: не страшно, если преступнику вынесут оправдательный приговор и он получит прощение со стороны общества, очевидно, за время следствия он уже прошел через многие испытания и получил негативный опыт. Страшно, если преступник будет сам себе прощать все свои злодеяния: в этом случае, даже если он выберется из мест лишения свободы, то продолжит вершить бесчинства.

Правдивость этих слов подтверждают примеры из художественной литературы.

В произведении Ф.М. Достоевского, романе «Преступление и наказание» автор рассказывает о «вечном» студенте, Родионе Раскольникове. Молодой человек выдумал страшную теорию о том, что все люди делятся на «Наполеонов» и обычных «тварей». Наполеоны могут вершить историю, им дозволено все, в том числе и убийство, если с его помощью можно добиться благ для большего количества людей. С этими мыслями она решает проверить свою теорию и убивает старушку-ростовщицу. Он убежден, что смерть этой жадной мошенницы искупит грех: ведь сколько можно осчастливить людей, раздав ее сбережения!

Раскольников был убежден до последнего, что этот грех ему простится, пока не дошел своим умом, что не способен жить с такой тягостной ношей. Долги его возросли, болезнь усилилась, страх попасть под подозрение вызвал настоящую паранойю. В конце концов, он решает идти с повинной, лишь бы уже остановить кошмар, творящийся в его душе. Спокойно отбывать свой срок на каторге ему представлялось уже чуть ли не счастьем, это было лучше, чем постоянно скрываться и мучиться.

Так Достоевский показывает, насколько страшны могут быть последствия преступных человеческих рассуждений, куда скатится общество, если люди будут прощать себе все.


В другом произведении, комедии А.Н. Островского «На каждого мудреца довольно простоты» автор рассказывает о молодом аферисте, Егоре Глумове.

Юный мошенник с ранних лет усвоил, что для того, чтобы выбраться «в люди», вовсе необязательно иметь университетский диплом, много трудиться или обладать экстраординарными способностями: вполне достаточно влиться в «нужный» круг и умело манипулировать. Глумов выбирает в качестве такой «мишени» богатого, влиятельного человека, Нила Федосеевича Мамаева. Он представляется его дальним родственником, в надежде с его помощью влиться в определенный светский круг.

Глумов блестяще проворачивает все свои аферы, и уже готовится жениться на девушке из богатой, влиятельной семьи, попутно не забывая волочиться за женой мнимого дядюшки. Все очарованы молодым прохвостом, а он принимает все, как должное. Мало того, он ведет дневник, куда цинично сливает яд в адрес всех, кто ему помогает. И даже тогда, когда дневник нашли и зачитали публично, он немало не смущается, а с дерзкой ухмылкой произносит: «Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить. Не я, так другой будет. Будет и хуже меня». Таким образом, Глумов не испытывает ни капли стыда, и считает справедливым, что, наконец, занял нужную ему нишу.

Общество действительно прощает Глумова, но это полбеды: главный трагизм в том, что мошенник сам себя прощает без тени сомнения.

Таким образом, Достоевский имел в виду то, что главный трагизм состоит не в возможности преступника получить оправдание со стороны закона. Самая главная беда – это то, если преступники перестанут дожидаться прощения со стороны и будут априори считать себя невиновными. Безусловно, все это породит новый круг преступлений, погружая общество в хаос и мрак.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
  • Раскаяние в жизни человека
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Свобода и ответственность в жизни человека