Согласны ли Вы с Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?


М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума» равнодушие к добру и злу назвал «постыдным». С такой характеристикой нельзя не согласиться. Тот, кто равнодушно относится к добру и злу, равнодушен ко всему окружающему, поскольку категории добра и зла – вечные спутники существования человеческих взаимоотношений. Равнодушие к проявлениям добра и зла говорит о душевной нищете человека, который, не задумываясь о сущности добра и зла, может совершать безнравственные поступки. Если человек не способен замечать в мире зло, если он не хочет замечать даже добро, он поистине бесчеловечен.

Проблема «постыдного» равнодушия к добру и злу находит отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.


В повести Н.В. Гоголя «Шинель» показано уничтожающее воздействие равнодушия на душу Акакия Акакиевича Башмачкина. Герой переживает по поводу того, что у него украли шинель, но относится к проблеме весьма спокойно. Башмачкин обращается к «значительному лицу» с целью вернуть украденное пальто. Однако генерал, к которому пришел Акакий Акакиевич, не хочет разбираться со сложившейся ситуацией, ему нет дела до бед такого «маленького человека», как Башмачкин. Вместо того чтобы помочь человеку, «значительное лицо» только «распекает» Акакия Акакиевича: «Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела?». Привыкший лебезить перед выше стоящими людьми, «значительное лицо» безразлично относится к проблемам «маленьких людей». Ему все равно, что по отношению к Башмачкину было совершенно противозаконное действие. «Значительное лицо» не хочет искать справедливости и наказывать преступников, укравших шинель. Именно равнодушие того, от кого он ожидал помощи, окончательно подкосило Башмачкина. Н.В. Гоголь, выражая мысль о том, что именно безразличие стало причиной гибели главного героя, осуждает смертоносное равнодушие «значительного лица».

О том, что постыдно не только равнодушие к злу, но и равнодушие к добру, заставляет задуматься рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Данко совершает настоящий подвиг ради благополучия своего народа: желая помочь племени выйти из тьмы к свету, Данко вырывает свое сердце, чтобы осветить им путь. Однако доброта и самопожертвование героя остались незамеченными. Люди, которых вел за собой Данко, не заметили, как тот упал замертво, проводив их со своим горящим сердцем. «Радостные и полные надежд» они шли дальше. Автором осуждаются члены племени, которые отнеслись к жертвенному поступку Данко как к должному, которые даже мысленно не отблагодарили смельчака за то, что он спас их от тьмы, пожертвовав при этом собственной жизнью.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что и равнодушие к злу, и равнодушие к добру постыдны, поскольку личность человека во многом определяется его отношением к категориям добра и зла, которые являются вечными спутниками человеческих взаимоотношений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Всегда ли легко различить добро и зло?
  • Верно ли, что добро всегда сильнее зла?