Сочинение-описание по картине Билибина «Баба Яга»
Русский художник Иван Билибин знаменит книжными иллюстрациями. В 1900 году он иллюстрировал сказку «Василиса Премудрая». Одна из них — «Баба Яга в ступе». Работа выполнена акварелью на бумаге. Как и другие иллюстрации в стиле модерн, «Баба Яга» напоминает лубочный рисунок: чёткость линий, отсутствие полутонов, обрамление орнаментом.
Жанр произведения — литературная иллюстрация. Предмет изображения — популярная героиня русских народных сказок в своей среде обитания — в дремучем лесу.
Композиция диагональная, выражается в наклоне ступы, положении метлы. Кривые стволы берёз и развевающиеся космы Яги усиливают динамику картины. Центр композиции — фигура героини в ступе.
На переднем плане белеют кривоватые стволы берёзок, жалкими смотрятся тонкие, чахлые ёлочки, краснеют шляпками мухоморы в зелени травы.
Средний план — баба Яга в ступе. Она летит низко над землёй, длинная ступа имеет ветхий вид. Тщедушная Яга сидит поверх ступы на корточках. Голубенький сарафан весь в заплатах, в таком же состоянии розовая блузка. Похоже, этот наряд она носит с девичества, бережёт как память, ставит аккуратные заплатки. Метла у неё несуразная: веник примотан верёвкой, по-бабьи, к стволу берёзки.
У Яги длинные худые руки, длинные пальцы с когтями или с ногтями, которые давным-давно не стригли. Старушке очень много лет: сквозь пряди седых волос проглядывает лысеющая голова. В глазах её неизбывная тоска, землистое лицо, нос длинный, углы рта опущены вниз. Глядя на неё, создаётся впечатление о горьком одиночестве. Не бросил ли её когда-то жених? А она с горя ушла в лес, занялась колдовством и с годами превратилась в бабу Ягу.
Задний план — толстые стволы, за которыми темнота дремучего леса.
Атмосфера произведения в целом зловещая: сумрачный лес, старушонка, которая знается с нечистью, даже грибов добрых нет — одни ядовитые мухоморы. В фольклоре баба Яга обычно высоко летит в ступе, у Билибина — едва не по земле тащится. Возможно, так художник подчёркивал её приземлённость, обыденность и, судя по антуражу, бытовую неустроенность.
Цветовая палитра иллюстрации небогата: преобладают зелёные и коричневые тона. Разнообразят цветовую гамму красные мухоморы и голубой сарафанчик Яги.
Свет в картине едва пробивается сверху, он падает как раз там, где пролетает ступа, — над маленькой полянкой с мухоморами. Всё остальное пространство погружено в сумрак.
Идея — передать дух сказочной героини с устоявшейся отрицательной репутацией, однако образ бабы Яги неоднозначен: с одной стороны — отталкивает неприглядной внешностью, с другой — вызывает жалость.
В образе есть все положенные предметы и приметы, но нюансы вносят иной оттенок восприятия. Ветхий девичий сарафан, разваливающаяся ступа, метла, которую пришлось самой соорудить — всё наводит на мысль о незадавшейся женской судьбе.
Работа Билибина хранится в Институте искусств Чикаго. В ряду других иллюстраций художника она украшает русские сказки, завораживая читателя выразительностью образа.