Сочинение-описание по картине Билибина «Иван царевич и серый волк»
«Сказка о Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» из сборника Афанасьева стала для Ивана Яковлевича Билибина (1867–1942), русского художника, началом пути книжного иллюстратора. Над оформлением этой сказки он работа в 1899 году в деревне Егны Тверской губернии. В этой деревенской глуши, среди первозданной природы Иван Яковлевич черпал вдохновение для создания серии сказочных рисунков.
Один из них — «Иван-царевич и серый волк». Работа выполнена на бумаге, техника — акварельная заливка.
Жанр произведения — литературная иллюстрация. Художник изобразил момент сказки, когда серый волк предложил Ивану-царевичу сесть на него, а прекрасной королевне оставаться на златогривом коне. И поехали они в государство царя Долмата.
Композиция иллюстрации динамичная (скачущий конь, бегущий волк), диагональная (направление волка). Рамка включает растительный орнамент снизу и по углам вверху.
На переднем плане Иван-царевич верхом на сером волке. Волк больше обычных размеров, волшебный, точнее — оборотень: по сказке, оборачивается то Еленой Прекрасной, то конём златогривым. Царевич в кольчуге, шлеме, на боку колчан со стрелами, на ногах красные сапоги. У Ивана в лице полное доверие волку и дружеское к нему расположение. Волк бежит, высунув язык, у него утомлённый вид.
По обеим сторонам переднего плана иллюстрации — две маленькие чахлые ёлочки.
Средний план — Елена Прекрасная на златогривом коне. Каурый конь на полном скаку вырывается из лесных зарослей, развевается его золотая грива. Горящий глаз коня, оскаленная морда создают впечатление, что зверь храпит в прыжке через поваленное дерево. Верхом на нём Елена. Она в короне, обхватила коня руками за шею. Рукава её сорочки расшиты орнаментом, за спиной полощется на ветру белая накидка. В красивом лице девушки напряжение: она в положении беглянки, обстоятельства тревожные, да ещё волк внушает опасение.
С левой стороны — два белых толстых ствола берёзы, справа — тонкие, сухие, вот-вот упадут.
Задний план — тёмный и густой лес как символ оставшихся позади неприятностей. Но впереди ещё страшное коварство братьев.
Цветовая палитра иллюстрации не отличается разнообразием. Доминирует гамма зёлёных и коричневых тонов. Разнообразит её красный цвет в сапогах и колчане царевича. Темноту зелёно-коричневой палитры осветляет белый цвет берёз и одежды Елены Прекрасной.
Свет рассеянный, густой лес затеняет солнечные лучи. Сумрачность наполняет полотно впечатлением тревоги: ещё не все испытания пройдены, самое страшное ждёт героев впереди.
Идея иллюстрации — передать настроение героев, их характеры, тревожность ситуации. В лице Ивана-царевича доброта, неспособность к коварству, в отличие от братьев. Елена встревожена и напряжена. Тёмная, невесёлая, зелень, сумрак леса подсказывают зрителю, что неприятности для героев ещё не закончились.
Работа И.Я. Билибина «Иван-царевич и серый волк», выполненная на основе стиля модерн, была среди первых образцов художника в книжном оформлении, так удививших читателей высоким искусством в жанре иллюстрации.