Сочинение-описание по картине Билибина «Красный всадник»


«Красный всадник» - Билибин И.Я.


Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), русский художник, блестящий иллюстратор книг и театральный оформитель, в 1899 году начал работать над рисунками к сказке «Василиса Прекрасная». Один из них — «Красный всадник», художник создал его в 1900 году. Материал работы — бумага, техника написания — акварель.

Жанр произведения — книжная иллюстрация. Она отражает момент в сюжете, когда Василиса, подходя к обиталищу бабы Яги, наблюдала трёх всадников, поочерёдно проскакавших мимо неё, — белого, красного и чёрного. Из разговора с Ягой она выяснила, что Белый всадник олицетворяет день, Чёрный — ночь, а Красный — Солнце. И все они служат бабе Яге.

Композиция иллюстрации динамичная, диагональная (наклонное положение всадника и коня). Рисунок вытянут по вертикали, оформлен рамкой с орнаментом, который включает изображение полевого клевера (по низу) и каких-то лесных со зловещим оттенком растений (по верху).

На первом плане — светлая поляна с красными цветами. Справа белеет берёзовый ствол, по центру — лежит поваленный ствол, а два тонких чахлых деревца переплелись друг с другом.

Средний план — Красный всадник, появляющийся из леса на полном скаку, он в центре композиции. Огненный, оранжевого цвета, конь несёт всадника в красных доспехах с изображением солнца на груди и на щите. У него молодое красивое лицо, но в нём нет улыбки, в руке загадочный персонаж держит огненный меч. Он освещает всё вокруг себя. Каким образом символ Солнца оказался на службе у бабы Яги, неясно. В лице его выражение долга, обязанности, но никакой радости.

Задний план — густой лес, погружённый в тень. Белые стволы берёз в перспективе сменяются чёрными силуэтами деревьев.


Цветовую палитру рисунка составляют яркие тёплые цвета в сочетании с холодными. Конь цвета пламени с красной уздечкой, горящий меч, красный цвет в одежде всадника предельно ярок, режет глаз: шлем, сапоги, рукавицы — будто горящие угли. Такие же — колчан и щит, отделанные золотом. За спиной всадника развевается плащ одного цвета с конём, с красной каймой по краю.

Перед Красным всадником ярко-зелёная поляна с алыми цветами. Она тоже входит в тёплую цветовую гамму, но темнеющий лес заднего плана холоден: тёмная зелень, тёмно-коричневый цвет тени, даже стволы берёз серые. Лес возле жилья бабы Яги в принципе должен быть мрачным, поэтому всадник-солнце звучит диссонансом в этой среде.

Цвета орнаментальной рамки тоже холодные: тёмные тона лилового и зелёного. Слегка разбавляют холод вкрапления жёлтого цвета.

Свет исходит от героя картины. Весёлая зелёная полянка — результат его присутствия. Лес охвачен сумраком.

Идея произведения — аллегорическое изображение Солнца, которое к злу не имеет отношения, но на каких-то условиях «сотрудничает» с Ягой.

Сказочная иллюстрация «Красный всадник», выполненная художником в собственном, «билибинском», стиле (тщательная прорисовка, чёткость деталей даже в перспективе), — превосходный пример книжной графики. Яркий образ и верное цветовое решение в оформлении усиливают впечатление от прочитанной сказки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Билибина «Суд во времена русской правды»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Баба Яга»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Вольга и Микула Селянинович»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Дружина Вольги»