Сочинение-описание по иллюстраци Билибина «Царевна-Лягушка»


«Царевна-Лягушка» - Билибин И.Я.


Русский художник, знаменитый книжный график Иван Яковлевич Билибин (16.08.1876–7.02.1942) в 1900 году работал над иллюстрациями к сказке «Царевна-лягушка». Одна из них — с одноимённым названием, техника выполнения работы — литография.

Жанр произведения: литературная иллюстрация. В ней запечатлена сцена из сказки: встреча Ивана Царевича с лягушкой, к которой прилетела его стрела, пущенная в поисках невесты.

Композиция рисунка статичная, линейная. В изображённой сцене нет активного действия. Главный герой замер в изумлении. Формат иллюстрации вытянут по вертикали.

Рисунок заключён в рамку орнамента. По бокам его — полевые васильки на зелёном фоне. Внизу четыре жука на сухой ветке без листьев, по углам — две скрещенных стрелы на синем фоне, наконечниками вниз. Такое перекрещивание — конец, безысходность, символика неудачно пущенных стрел старших братьев Ивана-царевича, их неудачных браков. Жуки на иссохшей ветке — унылое существование с мелкими и низкими чувствами.

Орнамент, венчающий рисунок, — летящая в синеве стрела (справа и слева). Подтекстом его можно считать, полёт, бесконечность, любовь вечную.

В центре композиции — фигура Ивана-царевича в полный рост, застывшего в изумлении.

На переднем плане, в правом углу, под крохотной ёлочкой сидит зеленая лягушка, обхватив лапкой стрелу. У неё удивительно милая мордочка. Осмысленно и любовно смотрит она снизу вверх на своего суженого. Царевич стоит среди болота, растерянно разведя руки, и оторопело смотрит на «невесту».


У Ивана-царевича доброе лицо, густые тёмно-русые волосы. Богатый красный кафтан, подпоясанный голубым кушаком, красивая шапка с плюмажем, сапоги, кинжал за поясом, расписной лук в руке — весь облик его свидетельствует о принадлежности царскому роду.

Он ещё не знает, какая красавица и умница скрывается в этой лягушонке. Он думает только, что на потеху всему свету придётся ему на квакушке жениться по слову отца, которое — закон. Брови царевича сдвинуты, в лице застыл вопрос: как показаться на людях с такой невестой? А лягушка смотрит умненькими глазками и, кажется, вот-вот скажет: «Не горюй, Иван-царевич!».

Герои находятся посреди болота, кругом светлая зелень травы, вода, тонкие белоствольные берёзки и молоденькие ёлочки. Иван одной ногой стоит в воде, но даже не замечает — так расстроен.

Задний план — смешанный лес из берёз и елей, над ним пасмурное серовато-голубоватое небо, в котором летит стайка уток.

Цветовая палитра иллюстрации: доминируют светлые тона зелёного цвета. В сочетании с серо-голубым цветом неба и белым цветом стволов берёз зелёный фон даёт ощущения покоя. Цветовая гамма окружающего героев пейзажа подсказывает, что всё будет хорошо. Но Иван-царевич в смятении, поэтому в его костюме преобладает красный цвет, передающий беспокойство.

В рисунке нет изображения источника света, его лучей, есть впечатление рассеянного спокойного света, исходящего от затянутого облаками неба. Этот тихий свет придаёт умиротворяющее звучание изображённой сцене.

Идея иллюстрации — показать характер доброго героя сказки в сложной ситуации: он расстроен, но не ожесточён. У доброго человека, в конце концов, всё будет хорошо, ведь никогда не знаешь, как повернутся неблагоприятные, на первый взгляд, обстоятельства.

Рисунок И.Я. Билибина «Царевна-лягушка» стоит в ряду лучших его сказочных иллюстраций, на которых выросло много поколений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Билибина «Илья Муромец и Святогор»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Черный всадник»
  • Сочинение-описание по иллюстраци Билибина «Иван-Царевич и жар птица»
  • Сочинение-описание по иллюстраци Билибина «Гвидон и царица»