Сочинение-описание по картине Билибина «Вольга и Микула Селянинович»


«Вольга и Микула Селянинович» - Билибин И.Я.


Картину «Вольга и Микула Селянинович» Иван Яковлевич Билибин создал в 1940 году. Материал работы — бумага на картоне, техника написания — акварель.

Жанр произведения — книжная иллюстрация. Ещё на рубеже XIX–XX вв. во время художественного паломничества на русский север у Билибина возникла идея заняться иллюстрацией былины новгородского цикла «Вольга и Микула».

Былина построена на противопоставлении образов — землепашца Микулы Селяниновича и князя Вольги Святославовича.

Композиция иллюстрации диагональная, в ней нет статики, она основана на контрасте между Вольгой и Микулой, в согласии с текстом былины.

На переднем плане, в нижней части картины, изображён князь Вольга в развевающемся красном плаще, на белом коне, со своей дружиной. Они скачут по зелёному полю в ромашках. Билибинский стиль былинной иллюстрации основан на древнерусских узорах. Здесь орнаментальность присутствует в доспехах, оружии, конской сбруе. Так автор подчёркивает богатство древнерусской символики.

Образы князя и его дружинников идеализированы: все богатырского сражения с храбрыми лицами.

Средний план посвящён пейзажу. Синеет река, убегающая вдаль меж обрывистых зелёных берегов, по которым кудрявятся пышной листвой дерева и кусты.


На заднем плане, в верхней части картины, звучит народная тема. Это могучий образ Микулы Селяниновича — пахаря, у которого и конь под стать хозяину. Микула и конь изображены в одном ключе: мощь, выносливость, целеустремлённость. Их единением художник выражает необыкновенную силу крестьянства.

Микула Селянинович за плугом изображён на краю земли, тёмный силуэт землепашца и его коня резко выделяется на фоне солнечных лучей, золотящих всё небо.

Цветовая палитра иллюстрации завораживает яркими сказочными красками. Цвета красный, синий, золотой, зелёный, охристый заполняют нижнюю и среднюю части картины. В верхней части полотна поле, пахарь с плугом и конь представляют тёмно-серое монохромное изображение. Тёмная палитра символизирует тяжесть крестьянского труда.

Микула Селянинович контрастирует по цвету и с золотым фоном неба и с прекрасным Вольгой. Цветовое различие героев подчёркивает их несоизмеримость в мощи.

Свет в иллюстрации, в основе стиля которой лежит модерн, довольно условный. Хотя в картине присутствует солнце как источник света, теней нет. В то же время его светило в правом верхнем углу иллюстрации — самое светлое пятно, и вся картина смотрится светлой. Поля, река, князь с дружиной — всё освещено солнцем. Оно, безусловно, светит для всех, но ближе всех к источнику тепла и света находится земледелец. Может быть, поэтому его очертания темны: серой кажется и белая рубаха, и каурый конь.

Идея: могучая народная сила в образе Микулы и культура дворянского сословия в образе Вольги, которые контрастируют и дополняют друг друга, сосуществуя в одном пространстве. Однако солнце — за спиной Микулы, и впечатление такое, что оно восходит и сияет для крестьянина, в поте пашущего.

Картина экспонируется в Русском музее (Санкт-Петербург). Иллюстрация былины примечательна стилизацией, при помощи которой художник выразил дух старины. Мастерство И.Я. Билибина в оформлении былины признано высоким искусством.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Билибина «Суд во времена русской правды»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Баба Яга»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Дружина Вольги»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Красный всадник»