Сочинение-описание по картине И.К. Айвазовского «Черное море»
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян — арм.), творчество которого началось в 30-х годах 19 столетия, картину «Чёрное море» написал в 1881 году. У неё есть ещё одно название — «На Чёрном море начинает разыгрываться буря». Полотно достаточно большое — 149 × 208 см. Техника выполнения работы — масло.
Жанр произведения — морской пейзаж.
Композиция картины проста: вытянутое по горизонтали полотно заполнено беспокойной морской стихией и низким сумрачным небом. Разделяет их на равные части окоём. Формат картины задаёт «распахнутость» пейзажа, ряды волн — ритм движения, динамику. Вдали, у линии горизонта, едва различима «вертикаль» — парусник. Судя по горизонтально-вертикальному построению, композиция произведения линейная.
Передний план картины — волны, поднимающиеся из чернеющей бездны, они немного высветлены пробивающимся сквозь тучи светом. Средний план — чернеющая до самого горизонта стихия, на просторах которой затерялся одинокий корабль. Задний план — небо, затянутое плотными тучами.
Цветовую гамму полотна составляют оттенки серого и зелёного цвета. Общее впечатление — свинцовость моря и неба, отражающие друг друга. Тёмно-серый цвет среднего плана граничит с чернотой. В пейзаже словно содержится объяснение названия моря.
Светлый серо-зелёный цвет волн переднего плана делает их удивительно реальными, переливающимися в бликах света. Зрителю кажется, что он находится среди разгулявшейся стихии.
Свет в картине подавлен, он прорывается сквозь тучи, ложась слабым отблеском на волны. Полоса света белеет далеко, на линии горизонта, где облака не закрывают солнца. Погода, как жизнь, переменчива: буря придёт и уйдёт, и солнце снова воссияет над морем.
Идея произведения в мощи и необузданности морской стихии. Изумрудная, синяя морская гладь, радующая человека в хорошую погоду, в бурю становился диким зверем. Корабль, застигнутый начинающимся штормом, символизирует хрупкость человеческой жизни перед могучей бездной вод, поглотившей не одно судно.
Само море может быть также метафорой жизненного пути человека, на котором он переживает как безмятежные дни, так и опасности. Не случайно человеческую жизнь в одной духовной песне называют «житейским морем», которое «играет волнами», то есть «радость и горе всегда рядом с нами».
Зрителя завораживает созерцание тёмной пучины вод. Угроза подступающего шторма, неотвратимость бури чувствуется в свинцовой тяжести волн. Сила изображения такова, что слышен воющий на морском просторе ветер.
Картина И.К. Айвазовского «Чёрное море», хранящаяся в Третьяковской галерее, — одна из лучших в творчестве художника. Среди искусствоведов она признана шедевром. Современный зритель картины так же, как её созерцатель в 19 веке, откликается на эмоциональное напряжение полотна, погружается в размышления о хрупкости и переменчивости человеческого бытия.