Сочинение-описание по картине Айвазовского «Чесменский бой»


«Чесменский бой» - Айвазовский И.


Иван Константинович Айвазовский (29.07. 1817–05.05.1900), прославленный русский маринист и баталист, написал картину «Чесменский бой» в 1848 году.

Полотно средних размеров: 193 × 183, техника выполнения работы — масло.

Жанр произведения можно назвать одновременно историческим и батальным. Работа посвящена историческому событию — победе русского флота в Чесменском сражении 1770 года. Эта победа позволила русским взять под контроль Дарданеллы, что помешало турецкому флоту пройти в Чёрное море.

Композиция картины за счёт игры света и тени, чередования тонов — диагональная. Формат картины несколько вытянут по вертикали. Место сражения охвачено страшным пламенем. Над кораблями клубится дым, он поднимается высоко в небо, черня облака. Небу отведена половина полотна. Вероятно, его тревожные краски подчёркивают трагичность войны.

Передний план полотна затемнён. В левом нижнем углу картины красные отблески помогают увидеть почти затонувший турецкий корабль, за мачту и парус которого уцепились люди, пытающиеся спастись. Справа — русский линейный корабль, к которому подходит шлюпка с командой лейтенанта Д.С. Ильина. Эти люди совершили поджог, от которого и разгорелся пожар.


Средний план — российские корабли, вытянувшиеся в кильватере. На заднем плане — охваченные огнём турецкие корабли. Пламя стеной заслонило горизонт.

Цветовую гамма картины ограничена, её можно назвать инфернальной (адской): чернота дыма, красный и жёлтый цвет пламени. Морская гладь красно-оранжевая, море кажется кипящим. Темнота картины усугубляется ночным временем, небо затянуто дымом, луна затерялась на фоне пылающих красок боя. Она осветила лишь одно облако на своём пути, а ниже — кроваво-красные клубы. В вышине неба, куда не проникает свет пламени, царит непроглядный мрак. Такая контрастность цветов способствует созданию объёма изображения и впечатления пространства.

Главный свет в «Чесменском бою» — огонь пожарища. Холодное свечение луны в облаках почти незаметно, оно подавлено ярким, горячим огнём столбов пламени. Тень падает на картине угольной чернотой. На переднем плане она разбавлена слева отсветом пожара, а с правой стороны — холодным бликом. Это легла на тёмную гладь моря лунная дорожка. Воздух раскалён, чудовищность пожара в битве такова, что ночное светило померкло.

Идея картины — героизм русских моряков, гордость за российский флот. Море было необходимо для России, для её экономического развития, политического положения, и потому победы в морских сражениях были важны для государства. Айвазовский, всегда любивший русский флот, стал прекрасным певцом его морских побед. Сама битва произошла за сорок семь лет до рождения художника, но он всегда с интересом следил за маневрами кораблей, что и помогло ему воссоздать на картине исторические события.

«Чесменский бой» И.К. Айвазовского признан одной из самых ярких работ художника. Картина находится в Национальной галерее Феодосии. Она переносит зрителя в далёкий 1770 год, в июньскую ночь, когда кипело сражение, важное для флота и для страны.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Айвазовского «Корабль у берега»
  • Сочинение-описание по картине Айвазовского «Морской пейзаж»
  • Сочинение-описание по картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунном свете»
  • Сочинение-описание по картине Айвазовского «Обоз чумаков»