Сочинение-описание по картине А. Бенуа «Версаль. Прогулка короля»
Около трёх лет (1896–1899) русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) жил во Франции. Живописца интересовала эпоха Людовика XIV, на изучение которой он не жалел времени. Погружение художника в XVI век, в эпоху блистательного короля отозвалось серией картин на тему Версаля. По словам Бенуа, его вдохновляли на творчество не пышные парки и замки, а те грустные воспоминания о великих королях, тени которых виделись ему в старых аллеях.
Картина «Версаль. Прогулка короля» была написана Бенуа в 1897 году. Работа выполнена на бумаге. Техника написания — гуашь, акварель, карандаш.
Жанр произведения: историческая живопись, пейзаж.
Картина проникнута духом версальского парка. Тихий пейзаж заполняет всё полотно. На фоне шири небес не сразу можно заметить маленькие фигурки: старый немощный король в коляске, его слугу и свиту из двух придворных. Эти безмолвные тени не плод фантазии художника, их можно назвать воспоминанием. Образ старого и больного Людовика XIV со свитой, который вставал перед глазами Бенуа, соответствовал действительности прошлого.
Композиция картины линейная: горизонтально-вертикальное построение.
На переднем плане зритель видит высокую, широкую площадку, с которой открывается вид на парк. На фоне пышных крон деревьев — мелкие фигурки. Правее от центра — коляска с немощным королём, которую катит молодой слуга, за ним идут двое придворных и разговаривают о своём. Слева — большая белая ваза. По бокам у начала ведущей вниз лестницы (её не видно) — фигурно постриженные деревья.
Средний план. Широкая аллея, разделяющая парк, — центр композиции. По её сторонам пышные жёлтеющие кроны деревьев.
Задний план — продолжение парка в перспективе, уже в сиреневой дымке. Вместо аллеи — зеркало водоёма прямоугольной формы. Облачное осеннее небо захватывает большую часть пространства картины. Сквозь облака виден солнечный круг с расходящимися от него лучами.
В цветовой палитре произведения доминируют лиловые и жёлто-коричневые тона, зеленые тона незначительны. Градация лилового цвета туч прослеживается по направлению от солнечного пятна к краям картины, где облака зловеще фиолетовые. Меланхоличную цветовую гамму осени разбавляет красный цвет камзола молодого слуги короля. Сам король в тёмно-коричневом облачении, одежда двух придворных, тоже коричневая, почти не выделяется на фоне деревьев.
Свет в картине рассеянный, мягкий. Он кажется фантастическим, призрачным. Пробиваясь сквозь густые тучи, свет напоминает лунный. Персонажи отбрасывают чёткие лиловые тени в сторону зрителя.
Произведение выполнено в стиле постимпрессионизма, в котором не принято изображать только зримую действительность.
Идея — отразить образ эпохи прошлого в пышном парке, его аллеях, пронизанных историей королевских родов.
Картина А.Н. Бенуа находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Смешение реального и мистического, красота паркового пейзажа, особое настроение тишины и таинственности неизменно привлекают взгляды зрителей.