Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Бахчисарайский фонтан»


«Бахчисарайский фонтан» - Брюллов К.П.


Карл Павлович Брюллов (12.12.1799–23.06.1852), великий русский художник, написал «Бахчисарайский фонтан» в 1849 году. Эта работа заняла у него одиннадцать лет. Техника написания — акварель, материал — бумага.

Жанр произведения можно назвать жанровой сценой, а можно отнести его и к иллюстрации. После гибели А.С. Пушкина Брюллов намеревался участвовать в издании сочинений поэта. Романтическая поэма «Бахчисарайский фонтан» подействовала на воображение художника. Он начал писать её вскоре после смерти Пушкина в память о нём.

Композиция картины диагональная: изображение затенено по диагонали пышной зеленью раскидистого дерева, что усиливает впечатление движения фигур.

Продумывая композицию, Брюллов сначала остановился на замысле изобразить восточных женщин в бассейне. Композиция сводилась к демонстрации красивых тел. Позже, чтобы приблизить сюжет к поэме Пушкина, художник обогатил композицию образом Марии, усилив тем самым специфику восточной обстановки. Характеры восточных женщин стали выразительнее, их одежды приобрели яркий национальный колорит.

На переднем плане группа молодых луноликих красавиц расположилась вокруг фонтана. На них яркие разноцветные одежды, тюрбаны. Жарким днём женщины сидят и лежат вокруг маленького бассейна, забавляясь рыбками. В их лицах выражение детского любопытства. Одна из них, развлекаясь, направила струю фонтана на своих подруг, чему смеётся невольница арапка с опахалом. Слева сидит на земле по-турецки евнух. Лицо этого персонажа имеет зеленоватый цвет, он не разделяет веселья своих подопечных, его дело следить за порядком в гареме.


Средний план — дерево в несколько стволов, дающее густую тень. В этой тени обособленно стоит ещё одна женщина. Она не участвует в развлечениях прочих жён и наложниц Гирея. Это Зарема. Правая рука её лежит на рукоятке кинжала за поясом, она смотрит в сторону дома на заднем плане. Взор Заремы бешено сверкает.

На заднем плане — стена дома с открытым окном, в котором виден одинокий, поникший силуэт Марии. Девушка в европейском платье сдержанного голубого цвета. У неё светлые волосы, отрешённый, печальный вид. Её изображение контрастирует с образами других персонажей.

Цветовая палитра произведения богата. Гарем предстаёт на картине яркими радужными красками. Пёстрые восточные наряды, нежная смуглость кожи ханских жён в лучах южного солнца кажется ещё ярче. Добавляют яркости предметы обихода: серебряная посуда и поднос, фрукты, покрывала, на которых возлежат красавицы. Мария и Зарема изображены в более сдержанных тонах — они в стороне от веселья.

Лучи солнца падают сверху и озаряют группу юных женщин у фонтана, сам фонтан с рыбками. Солнечный свет даёт ощущение уютной обстановки, жары, неги. В тени находятся ревнивая Зарема и печальная Мария. Солнце едва затронуло евнуха, он, можно сказать, тоже затенённая фигура, поскольку находится «при исполнении».

Брюллов сосредоточился в своей работе на жизни гарема, создавая впечатление лени, безмятежности, однообразия жизни с нехитрыми развлечениями. Драме Марии и Заремы отведён второй план.

Знаменитая акварель К.П. Брюллова «Бахчисарайский фонтан» находится в Пушкинском музее изобразительных искусств Москвы. Картина и поныне радует зрителя великолепием красок, удивляет сложностью композиции и поражает мастерством.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Автопортрет»
  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Осада Пскова»
  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Вечерня»
  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Портрет княгини Салтыковой»