Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Осада Пскова»


«Осада Пскова» - Брюллов К.П.


Карл Павлович Брюллов (12.12.1799–11.06.1852), прославленный русский художник в стиле классицизма, романтизма и неоклассицизма. С 1839 года он начал писать грандиозное полотно «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Но в 1843 году Брюллов повернул недописанный холст к стене и больше к нему не прикоснулся.

Техника написания картины — масло, размеры холста больше, чем «Последний день Помпеи» — 482 × 675 см.

«Осада Пскова» была задумана монументальным полотном в жанре исторической живописи, подобно «Помпеям». Сюжет картины — яростная оборона Пскова его жителями от нашествия войск польского короля.

Полотно многофигурное, композиция сложная. В целом построение диагональное, то есть картина зрительно делится на две части: битва на земле (от нижнего правого угла холста) и длинное шествие людей в светлых одеждах с хоругвями, которые вздымаются высоко в небо (от верхнего правого угла).

Передний план представлен лежащим раненым, которого поддерживает женщина в национальном русском костюме, дерущимися противниками, воинами и горожанами. Белая лошадь в богатой попоне лежит на земле, с неё соскакивает польский гусар и бежит к своим соплеменникам, орудующими секирами у стены города.


Центр картины — монах на лошади с поднятым крестом. Средний план — ангелоподобные фигуры в ослепительно белых одеждах с хоругвями, иконами. Задний план — взрыв башни, клубы дыма и голубое небо в облаках. Причём с левой стороны в небе православные кресты от хоругвей.

Цветовая палитра полотна довольно яркая и разнообразная. Там, где идёт схватка с врагом, краски темнее, насыщеннее, много красного цвета, выражающего страсть, гнев. Часть холста, где изображено шествие, похожее на крестный ход, дана в светлых тонах. Лишь клубы дымы от взрыва — как связующее звено с войной, развернувшейся в «земной» части картины.

Свет на холсте не похож на солнечный, земной. Он кажется исходящим от слепящей белизны одеяний центральной группы фигур процессии. Отсвет этого белоснежного сияния ложится на фигуры и лица людей. Свет будто бы и падает ещё со стороны зрителя, но нет желтоватого оттенка, характерного для солнечных лучей. Возможно, это связано и с незавершённостью картины, но, учитывая её аллегорический характер, источник света вполне может быть неземным. Первый план, где более интенсивное движение, где идёт столкновение двух противоборствующих сил, затенён.

Идея этого незавершённого полотна — показать чудесный миг, когда светлое небесное воинство помогает прогнать врага. Удалось ли художнику воплотить эту идею в картине? Из-за отрицательных отзывов Брюллов потерял интерес к замыслу.

Громадное полотно Карла Брюллова «Осада Пскова» принято считать неудачей художника. Но «неудача» художника такого масштаба показывает его величину не меньше, чем удачное произведение. Грандиозный замысел, грандиозный размер… В картине много православия, а изображение войны не очень получилось. Но война и не интересовала Карла Брюллова. В центре его внимания был русский народ-богоносец, он хотел изобразить Святую Русь как идеал, но столкнулся с трудностью совмещения религиозной идеи с изображением батальной сцены.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Автопортрет»
  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Бахчисарайский фонтан»
  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Вечерня»
  • Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Портрет княгини Салтыковой»