Сочинение-описание по картине Н.Д. Дмитриева-Оренбургского «Стрелецкий бунт»


«Стрелецкий бунт» - Дмитриев-Оренбургский Н.Д.


Русский художник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1838–1898) был батальным и жанровым живописцем. Картину «Стрелецкий бунт» он написал в 1862 году. Размер холста — 150 × 200 см, техника написания — масло.

Жанр полотна: историческая живопись. В основу сюжета положено событие, случившееся в самом начале царствования Петра I — восстание стрельцов 1682 года, ставшее кульминацией противостояния боярских родов Нарышкиных и Милославских. Царь Фёдор Алексеевич не оставил наследников, и на царство был определён десятилетний Пётр, в обход старшего Ивана, сына Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. Иван был нездоров и слабоумен.

Милославские стали разжигать недовольство среди стрельцов и черни, последней каплей был пущенный ими ложный слух, что царевича Ивана задушили Нарышкины. Стрелецкое войско явилось в Кремль, требуя выдачи Нарышкиных, убивших царевича. Пытаясь образумить стрельцов, царица Наталья Кирилловна, сопровождаемая боярами, вышла на крыльцо с обоими царевичами — сыном Петром и Иваном. Патриарх Иоаким стал успокаивать бунтовщиков, которые, увидев Ивана невредимым, на время впали в замешательство. Этот момент истории и запечатлел художник.

Композиция картины динамичная, диагональная. Она наполнена действием и душевным напряжением персонажей; стрельцы, лезущие наверх, образуют диагональ.

На первом плане зритель видит широкие ступени крыльца, с одной из которых патриарх, воздев руки, осеняя крестом, старается умирить возмутившийся народ. Слева — боярин в синем кафтане, один из сопровождающих Наталью Кирилловну. Он с тревогой смотрит на царицу и царевичей.


Средний план вмещает много задействованных лиц. В центре композиции изображён десятилетний Пётр, стоящий на перилах Красного крыльца у резной колонны. Рядом с ним брат Иван. Мать Наталья Кирилловна в белом платье, с красивым печальным лицом разводит руками перед стрельцом: дескать, сами видите.

Один из бунтовщиков допытывается у Ивана, он ли царевич. Идёт опознание. Маленький круглолицый Пётр с презрением смотрит на взбунтовавшуюся чернь, не поддающуюся увещеваниям патриарха. Скорей всего, это вымысел художника. Так ли держался царевич Пётр на самом деле? В действительности мальчик был страшно напуган. Опасность была нешуточная. Вот-вот, и начнётся дикая расправа стрельцов над его родными. Навсегда остался этот день в памяти Петра, отразился на его психике.

Задний план — крыло дворца, за которым сияют на солнце золотые маковки собора. Ниже, за крылом, виднеется кремлёвская стена, за ней — вид на Москву. Синеет ясное майское небо, а внизу в ворота Кремля лезет тёмная масса стрельцов.

Цветовая палитра картины яркая, насыщенная. Белое платье Натальи Кирилловны контрастирует с красными кафтанами стрельцов, как и её кроткое лицо с их перекошенными недобрыми лицами. Цветовая гамма включает золотистый, белый, красный цвета, тона зелёного, синего, коричневого.

Свет заливает изображённую сцену. Яркое майское солнце стоит высоко, тени короткие. Лучи падают с левой стороны картины, хорошо освещая лица царицы, царевичей, патриарха, всех, кто не укрыт навесом над крыльцом.

Яркие краски и солнечный свет вступают в противоречие с подступающим кровавым бунтом стрельцов.

Идея — отразить психологическое состояние участников события, а также показать очередной «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Картина хранится в Таганрогском художественном музее. Она обращает зрителя к далёким событиям русской истории, пробуждает интерес к непростым вопросам той эпохи.