Сочинение-описание по картине Николая Ге «Что есть истина? (Христос и Пилат)»


«Что есть истина? (Христос и Пилат)» - Николай Ге


Николай Николаевич Ге представил обществу свою новую картину «Что есть истина? (Христос и Пилат)» в 1890 году. Произведение входит в «Страстной цикл», который Ге создавал в 80-е и 90-е гг. Полотно значительных размеров (233 × 171 см), техника — масляные краски.

Жанр картины — религиозная живопись, так как произведение посвящено евангельскому сюжету. Живописец изобразил волнующий момент, когда Понтий Пилат спрашивает представшего пред его судом Иисуса: что есть истина? Этот вопрос был задан всуе, и римский наместник остался без ответа. Воплощённая Истина стояла перед ним, но прокуратор не мог этого понять.

Композиция. В центре внимания зрителя противопоставление двух фигур — Пилата и Христа. При внешней статичности изображения внутренняя динамика предаётся в жесте руки прокуратора, в диагонально лежащих складках хитона, резкой косой тени.

На первом плане, слева, спиной к зрителю стоит римский наместник Понтий Пилат. Он в светлой богатой одежде, лицо его в полуобороте к зрителю выражает самоуверенность и даже насмешку, как и движение руки в направлении Христа. Этот человек держится, как и подобает лицу, облечённому властью. Он задаёт вопрос «что есть истина?» как риторический, не имеющий смысла и ответа. Ответ стоит против него.

Христос справа, у стены, в бедных тёмных одеждах, измученный ночным допросом иудеев. Уставший, он невозмутимо выслушивает возражения прокуратора, поскольку облечён высшим знанием, которое недоступно этому человеку. На фоне мощной фигуры Пилата Христос выглядит невысоким и тщедушным. Такое изображение не соответствует традиционным принципам. Не только по канонам иконографии, но и по свидетельствам учеников, Христос, будучи по материнской линии из рода царя Давида, был очень красив.


Фон картины — стена. Ге не стал изображать дворец прокуратора, подчёркивающий историческое время происходящих событий. Простой фон, лишённый декораций, ставит противостояние человека, наделённого мирской властью, и Бога — вне времени, переносит в вечность.

Цветовая палитра представляет контраст: белый хитон прокуратора и тёмный у Христа.

Световое решение в картине вызвало неприятие её из-за расхождения с культурной и церковной традицией. На полотне Ге Иисус изображён в тени, а Пилат стоит в солнечных лучах. Традиционно должно быть наоборот: свет там, где благо, а тень связана со злом. Лишь на первый взгляд художник наделяет прокуратора благостью. Его фигура, стоящая против солнца, бросает резкую тень и с тыла оказывается затенённой. Складки одежды наместника темны и будто опутывают его.

Если внимательно присмотреться к Христу, стоящему в сумраке стены, то можно увидеть царственный пурпур Его хитона и свет, падающий на Его лицо, тогда как у Пилата освещён только затылок.

Идея произведения: конфликт двух воззрений, двух личностей, одна из которых не от мира сего, в потрёпанной одежде, с кротким лицом, являет собой Истину.

Картина экспонируется в Третьяковской галерее, хотя Павел Третьяков не имел желания приобретать её, так как работа коллекционеру категорически не понравилась. Однако вмешался Лев Толстой. Великий писатель назвал картину Ге жемчужиной, в сравнении с которой все полотна, собранные Павлом Михайловичем, — куча навоза. После такого резкого отзыва Третьяков купил произведение Ге.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Тайная вечеря»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Вестники Воскресения. 1867»