Сочинение-описание по картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»


картинка


Картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» принадлежит кисти Николая Ге (1831—1894), русского живописца. Год создания — 1871. Работа выполнена масляными красками на холсте.

Жанр произведения — историческая живопись. Его идея появилась у художника в связи с приближением 200-летия Петра Первого. Художник изобразил драматический момент истории: неразрешимый конфликт между Петром и его сыном, царевичем Алексеем, который не принимал стиль правления и реформы отца. Его побег в Европу не увенчался успехом. Царевича вернули и обвинили в намерении захватить российский престол. Участь Алексея Петровича была трагичной: он скончался в Петропавловской крепости от мучений.

Композиция картины диагональная. Фигуры стоящего Алексея и сидящего Пётра задают линию диагонали. Она просматривается и в направлении плит шахматного пола. Ге долго размышлял над композицией. Поначалу он думал изобразить царя на фоне открытого окна, но посчитал этот вариант слишком картинным и сделал фоном стену с камином. В действительности Пётр был обращён лицом к этой стене.

На переднем плане — оба героя. Слева — Алексей, справа — Пётр. Внешне они спокойны, но на лицах отражено душевное напряжение. Очевидно, только что между ними только что состоялось бурное объяснение, которое выявило для Петра предательство сына. На это указывают и бумаги на столе, один лист лежит у ног царя.

Лицо самодержца налито кровью, он пристально смотрит на царевича, надеясь увидеть в нём хотя бы тень раскаяния для смягчения приговора. Алексей бледен. Он стоит, слегка наклонив голову, смотрит в пол, уклоняясь от взгляда Петра. В нём нет раскаяния, он надеется, что отец не применит к сыну крайней меры. Пётр сидит в кресле, закинув нога на ногу, левой рукой нервно сжимает подлокотник. Лицо, повёрнутое к сыну, выражает страдание.

Бросается в глаза пол, его чередующиеся в шахматном порядке чёрные и белые плиты: намёк на шахматную партию, которую царевич проиграл.

Центром композиции служит угол стола, разделяющий Петра и Алексея. Документы на столе, свидетельствующие об измене, символический траурный цвет скатерти подчёркивают пропасть, разверзшуюся между отцом и сыном.


Задний план — сумрачная стена с камином, рядом стульев и картинами. Обстановка достаточно скромная для дворца. Пётр не любил излишеств.

В цветовой палитре картины доминирует чёрный и красный цвет: чёрный костюм Алексея, красно-чёрные узоры скатерти, красное кресло. Костюм царя тёмный, почти чёрный, с красными манжетами. Мрачность красок разбавляют белые плиты пола, зеленоватые сиденья стульев на заднем плане и светлые краски пейзажа на стене.

Свет в картине приглушён, в комнате сумрачно. Фигура Алексея, будто в лёгкой дымке, освещена бледнее, чем Пётр. Создаётся впечатление, что царевич уже в мире теней. Свет, падающий справа, контрастно высвечивает лицо царя, придавая ему жизненность.

Идея произведения — показать психологическое напряжение Петра-отца, вынужденного в государственных интересах поступиться отцовскими чувствами.

Картина экспонируется в Третьяковской галерее. Павел Третьяков приобрёл её до показа публике. Полотно было предъявлено на передвижной выставке в 1871 году и стало сенсацией. Под большим впечатлением от произведения Ге был сам Перов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Что есть истина? (Христос и Пилат)»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Тайная вечеря»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Вестники Воскресения. 1867»