Сочинение-описание по картине Николая Ге «Тайная вечеря»


«Тайная вечеря» - Николай Ге


Картина Николая Ге «Тайная вечеря» создана в 1863 году на обширном холсте (283 × 382 см), техника выполнения — масло. Три года художник посвятил этому полотну, он работал над ним в Италии, в 1863 году привёз в Петербург и представил на Академической выставке этого же года.

Жанр — религиозная живопись. Картина основана на евангельском сюжете. На холсте изображена тайная вечеря — прощальная трапеза Христа с учениками, во время которой апостолы приступили к принятию Тайн Христовых. Учитель сказал, что одним из учеников будет предан. Иисус прямо говорит Иуде не медлить с этим. Тот, приняв хлеб, смоченный вином, вышел.

Композиция диагональная. Линия, по которой проходит ложе с возлежащим на нём Христом, стол с сидящими за ним апостолами, делит комнату на две части. В одной находится Иисус с учениками, в другой особняком стоит Иуда.

На первом плане, ближе всего к зрителю, расположена фигура Искариота. Он стоит справа, спиной к участникам тайной вечери и лицом к зрителю. Лица Иуды почти не видно, он весь представляет собой зловещий тёмный силуэт. Предатель закутывается в плащ перед выходом из дома, он отправляется сделать своё чёрное дело. Взмахи рук Иуды с тёмным плащом похожи на крылья, и очертания фигуры его напоминают падшего ангела.

На втором плане — Христос на ложе. Он в задумчивости подпирает рукой голову. Иисус знает, что, по писанию, завтра его казнят, и скорбит о гибели души своего ученика. Слева, в ногах Учителя сидит молоденький Иоанн, он с ужасом смотрит на Иуду. Справа, симметрично Иоанну, — пожилой Пётр. Он тоже потрясённо смотрит на Искариота. По Евангелию, ученики не поняли, что Иуда намерен предать Христа. Ге изобразил внезапное понимание, поразившее апостолов.


В центре композиции — Христос и угол стола, за которым совершалось великое Таинство Причастия. У стола стоит большой глиняный кувшин с водой и ёмкость, похожая на таз, в которой Иисус омывал ноги своих учеников.

На заднем плане сидят остальные апостолы, они встревожены. Одни пристально вглядываются в уходящего Иуду, другие переговариваются. За ними стена, по которой ходят тени. Большая чёрная тень от взмаха рук предателя производит жуткое впечатление. Высоко в стене — небольшое окно, через него виднеется ночное небо.

Цветовая палитра картины сдержанна, нет ярких красок, они приглушены в сумраке комнаты. Выделяется белая скатерть, покрывающая стол, как символ горнего мира, чистоты. У Христа традиционно пурпурный хитон и синий плащ поверх, апостол Иоанн в зелёном. Одежды прочих неопределённого цвета, можно отметить тон — темнее или светлее.

Свет в картине использован в композиционном решении. Источник его находится слева. Освещены все присутствующие, только Иуда остаётся зловеще тёмным.

Идея произведения — показать духовную трагедию, когда становится ясным предательство ученика. Ге делает акцент не на корыстолюбии Иуды, готовом продать Учителя за тридцать сребреников. Эта сумма имеет здесь формальное значение. Художник объясняет поступок Иуды разочарованием в Иисусе, он ждал от него иного — реального воцарения в Иудее, свержения римской власти. Царство не от мира сего он не понимает, как материалист не в состоянии понять идеалиста.

Картина Николая Ге «Тайная вечеря» принесла художнику известность. Критики высоко её оценили. Однако не все одобрили новую трактовку в сюжете, изображении апостолов и образе Христа. Полотно находится в Русском музее Санкт-Петербурга.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Что есть истина? (Христос и Пилат)»
  • Сочинение-описание по картине Николая Ге «Вестники Воскресения. 1867»