Сочинение-описание по картине М.И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом»


«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» - Хмелько М.И.


Михаил Иванович Хмелько (1919–1996), украинский художник советской эпохи, написал картину «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» в 1951 году. Это масштабное полотно размером 2,8 × 5,51 м., техника написания — масло.

Жанр картины — историческая живопись. Художник запечатлел решающий момент на Переяславской раде, состоявшейся 8 января 1654 года. Гетман Богдан Хмельницкий предложил собранию полковников запорожских казаков избрать себе государя, под начало которого отойдёт Войско Запорожское со всеми землями.

На выбор гетман предоставил четырёх возможных правителей: султана Турции, крымского хана, короля Польши и царя Московии. О первых трёх Хмельницкий заявил как о противниках православной веры, на что толпа ответила единодушным желанием — «царя восточного, православного». Так было принято решение объединить земли Войска Запорожского с Русским царством. Казаки присягнули на верность царю.

Композиция картины динамичная, диагональная. В левой части полотна, от знамён на стене к стоящей на крыльце группе людей с гетманом, проходит условная диагональ.

На переднем плане прямо перед зрителем притоптанный снег, на него с крыльца простирается зелёный ковёр и поверх — красная ковровая дорожка. Правая половина первого плана занята толпой. В центре, на дорожке, вздымают вверх шапки и сабли солидные казаки-полковники, одетые в шубы и длинные свитки. Правее — простые казаки и женщины. Особенно выделяется старик-бандурист с хлопчиком. Не совсем понятно, как могли они попасть на собрание казаков высокого воинского звания. На лице у всех радость и ликование. Слева изображён бывалый казак в резных санях. Он тоже поднимает шапку в знак одобрения.


Средний план. Слева на крыльце каменных палат под знамёнами стоит Богдан Хмельницкий — осанистый мужчина, подпоясанный красным кушаком, в красных сапогах. У гетмана торжественное лицо, правая рука его в почтительном жесте протянута в сторону стоящего рядом Василия Бутурлина, посла царя Алексея Михайловича. Слева от гетмана стоит человек с развернутым свитком: официальное лицо зачитывает исторический документ. За спиной Богдана представители духовенства и иные значительные лица.

Внизу, у крыльца, особняком стоит богато одетый вельможа в золотистом парчовом кафтане под меховой накидкой, крытой серебристой парчой. Он не разделяет общей радости. Красивое лицо его сдержанно, а в руках он держит шапку с пером — головной убор польского пана. За его спиной видны улыбающиеся вдохновенные лица запорожцев.

Задний план — лес поднятых сабель, взлетевшие шапки, заснеженные башенки, маковки церкви и заиндевелые деревья. Над всем этим пасмурное зимнее небо.

Цветовая палитра полотна довольно пёстрая. Доминирует красный цвет: дорожка, подчёркивающая значимость исторического события, одежда гетмана и других казаков. Красный цвет передаёт торжественность момента, ликование людей, праздничное настроение.

Свет в картине рассеянный, толща облаков закрывает солнце, но пышное облако несколько пожелтело от брызнувшего луча, что символично.

Идея картины — изобразить собор сильных духом и свободолюбивых людей, которые сознательно выбирают подданство восточному царю и единение с Русью.

Художник написал картину «Навеки с Москвой…» к трёхсотлетию исторического решения Переяславской рады о присоединении Украины к России. Множество её копий разошлись по учебникам, периодическим изданиям, коробкам с кондитерскими изделиями. Полотно хранится в Национальном художественном музее Украины (Киев).