Сочинение-описание по картине Иванова «Явление Христа Марии Магдалине»


«Явление Христа Марии Магдалине» - Иванов А.А.


Александр Андреевич Иванов (28.07.1806–15.07.1858) — русский художник, писавший картины в академическом стиле на библейские и мифологические сюжеты. Картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» он завершил в 1835 году. Это полотно было подготовкой к созданию грандиозной картины «Явление Христа народу».

Размер холста — 242 × 321 см, техника выполнения работы — масло.

Жанр — религиозная живопись. Сюжет картины — 16-й, 17-й стих 20-й главы Евангелия от Иоанна. Марии Магдалине довелось первой увидеть воскресшего Христа. Ещё в слезах, но уже охваченная радостью, она бросилась к своему Учителю, но Он любовно сдерживает её порыв жестом и словами: «не прикасайся ко Мне, ибо я ещё не восшёл к Отцу Моему…».

Композиция картины двухфигурная, диагональная (по расположению фигур). Образ Марии Магдалины дан слева, Иисуса Христа — справа. Их фигуры скульптурно красивы, они изображены лицом к зрителю, что позволяет видеть их душевные переживания.

Герои картины занимают передний план. Магдалина, стоя на одном колене, тянет руки к дорогому Учителю. Она смотрит на него снизу вверх широко раскрытыми глазами, в которых ещё блестят слёзы от боли утраты. В лице женщины можно прочесть потрясение и восторг. В смятении она не замечает, как покров упал с её головы, открывая длинные волосы.

Христос стоит в белом одеянии, складки которого тщательно проработаны. Правая часть торса обнажена, и виден шрам от удара копья. Фигура Иисуса отличается идеальной пропорциональностью. Рука его вытянута в жесте сдерживания: он останавливает порыв своей ученицы броситься к нему. Лицо Христа спокойно, строго и вместе с тем дышит любовью.

Коленопреклоненное положение Марии указывает на её приземлённость, Христос, возвышающийся над ней, уже не принадлежит земному миру.


Задний план — сад, тонущий в темноте. Видны зелёные листочки кустарника, мощный ствол дерева с трудом различим в непроглядной тьме.

Темный фон поглотил всё лишнее, что могло бы отвлечь зрителя от героев полотна, от их душевного состояния, которое удалось передать художнику, несмотря на скульптурную статичность фигур.

Цветовую палитру составляют зелёные, красные, коричневые тона и белый цвет. Терракотово-красное платье и светло-коричневый плащ Марии контрастирует с белоснежным одеянием Христа. Цвета одежды героини свидетельствую о её принадлежности земному миру, в котором она остаётся, чтобы свидетельствовать о Сыне Божьем. Жемчужные переливы и сияние белой ткани Спасителя вызывают ассоциации с небесным миром, недоступным человеческому слуху и зрению.

Всё остальное — зелёный цвет. На переднем плане, где стоят действующие лица, он тёмно-зелёный с жёлтым оттенком, постепенно, переходя на задний план, зелень становится тёмной до черноты.

Свет, озаряющий фигуры, падает слева. Его источником может быть луна, ведь Мария и ученики пришли ко гробу так рано, что было ещё темно. Возможно, это свет Ангелов, которых Мария увидела на месте погребения Иисуса. Освещение придаёт рельефность отсветами и бликами фигурам, лицам, подчёркивает складки одежд.

Идея — человеческие чувства Марии при виде воскресшего Учителя и спокойствие, бесстрастность и бесконечная любовь Христа с его Божественной сущностью.

Картина А.А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» была высоко оценена на выставке в Риме, затем с успехом представлена в Петербурге. За это произведение художник удостоился звания академика. Ныне она хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Иванова «Явление Христа народу»