Сочинение-описание по картине Иванова «Явление Христа народу»


«Явление Христа народу» - Иванов А.А.


Александр Андреевич Иванов (28.07.1806–15.07.1858) — русский живописец, представитель академической школы, автор произведений на библейские и мифологические сюжеты. Знаменитое полотно «Явление Христа народу» он начал писать в 1837 году, а закончил в 1857-м. Масштаб холста впечатляет: 540 × 750 см, техника написания — масло.

Жанр картины — религиозный. Сюжет полотна основана на первой главе Евангелия от Иоанна, когда Креститель увидел Спасителя, идущего к нему, чтобы принять от него крещение, как обычные грешные иудеи.

Композиция многофигурная, динамичная. В картине присутствует диагональное построение (расположение групп людей, очертания берега и гор).

Иоанн Креститель — стержень композиции, привлекающий взгляд, заставляющий смотреть по направлению его руки — на идущего в пустыне Христа.

На переднем плане — каменистый берег реки с редкой травой, старые и юные иудеи. Они пришли к Иоанну Предтече принять в водах Иордана крещение покаяния для подготовки к встрече с Мессией. В центре — Креститель с аскетическим, подвижническим лицом, одетый в шкуру. Сейчас он забыл о народе у воды и указует перстом на Иисуса: «Вот Агнец Божий» (Ин.1:29).

Большинство персонажей переднего плана оживлено и обрадовано речью Иоанна, люди устремили свои взгляды на Спасителя. Обрадован раб, протягивающий руку за покрывалом господина. Рядом с ним стоит обнажённый прекрасный юноша, написанный по канонам античной красоты, и он устремлён к Спасителю. В его образе художник подразумевает отказ человека от античного язычества, его духовный рост.

Светится радостью лицо мужчины справа, который только что крестился и держит в руках одежду. Рядом с Иоанном сидит странник в серой шляпе, в котором можно узнать самого Александра Иванова.

На втором плане, справа, изображена группа фарисеев и книжников, отвернувшихся от Христа. Они следуют друг за другом, неподвижны их лица, складки одежд. Так художник отразил статичное состояние людей Ветхого Завета, не желающих принимать Новый Завет.


Но в их рядах некто в сером плаще развернулся лицом к Спасителю — в каждом человеке может произойти перемена. Примыкает к этой группе человек в коричневой одежде, резко повернувший голову ко Христу. В нём узнаваем Н. В. Гоголь, бывший духовным авторитетом для художника. Здесь же два конника (военные) тоже оглядываются на Иисуса.

Группу справа композиционно уравновешивает раскидистое дерево у воды, слева.

Христос изображён в отдалении, его фигура в синем плаще и алом хитоне (как на иконе) значительно меньше Предтечи. Такое решение в композиции имеет смысл. Человечество оказывается перед действительным событием — явлением Христа. Спаситель идёт вдали, по возвышенности. Он находится в своём пространстве, отдельном от пространства толпы.

На заднем плане в дымке синеют горы, над которыми поднимается жёлтое марево, выше — яркое голубое небо. У подножия холма зеленеют сады, белеют здания.

Цветовая палитра разнообразна яркими, насыщенными красками. Пестрота одежд, красивый голубой цвет гор и неба в сочетании с жёлтой пустыней и зеленью оазиса создают впечатление чего-то восхитительного, необыкновенного.

Свет торжествует в картине, он заливает всё, падает слева, так как небольшая отчётливая тень от фигуры Христа ложится вправо. По всему виден разгар дня.

Идея произведения: человечество в судьбоносный момент, решающий ход его истории.

Полотно А.А. Иванова «Явление Христа народу» экспонируется в Третьяковской галерее. Картина, которой художник отдал двадцать лет жизни, стала национальным достоянием исторического и религиозного значения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Иванова «Явление Христа Марии Магдалине»