Сочинение-описание по картине Кириллова «Иван Грозный»


«Иван Грозный» - С.А. Кириллов


Сергей Алексеевич Кириллов (род. 10.05.1960) — современный российский художник, один из лучших мастеров в жанре исторической живописи. Картину «Иван Грозный» художник писал в 1988–1990 гг. Размер холста небольшой: 116 × 72 см, техника написания работы — масло.

Жанр — исторический. Полотно посвящено известной исторической фигуре — царю всея Руси Ивану IV (Грозному). Противоречивая, сильная личность царя привлекала внимание Кириллова, как и многих художников. В течение двух лет он шёл к созданию образа страшного самодержца, изображая его в 26 эскизах.

Композиция картины однофигурная, линейная, статичная. Формат полотна — вертикально ориентированный, он будто обрамляет чёрную фигуру Ивана Грозного — центр композиции. Интерьер прост: никаких деталей, отвлекающих от образа царя.

Передний план: Иван Грозный в церкви. В лице его нет молитвенного выражения. Нет и креста на груди, который присутствовал в эскизах. В правой руке самодержец держит тонкую горящую свечу, слегка изогнутую в его сжатых пальцах. Левой рукой он прикрывает огонёк. Этот жест говорит о «закрытости» героя.

Иван IV устремил взор на зрителя. В его глазах нездоровая подозрительность и жестокость. Высокая худощавая фигура в чёрном одеянии, угрюмое лицо с орлиным носом, тяжёлой челюстью и страшным взглядом вызывает смутное чувство тревоги. Глаза царя на самом деле были серо-голубыми, но художник придал им черноту с красноватым отблеском от свечного пламени. Такой приём довершил образ грозного государя, чья совесть отягощена кровавыми преступлениями.

Если в эскизах царь был изображён дряхлеющим стариком, то в окончательном варианте Иван Васильевич предстал ещё полным сил, без седины в волосах, будто пошёл обратный отсчёт времени.


Слева от фигуры царя виден большой подсвечник, справа — квадратная колонна с иконами, под одной из которых растянута парча.

На заднем плане темнеет арочный вход, а над ним фреска с изображением демона, мучающего грешника в аду, что очень уместно в контексте смертных грехов самодержца.

Цветовая палитра картины состоит из неярких жёлто-коричневых тонов. Эту цветовую гамму перебивает угольная чернота образа царя, будто вся тьма сосредоточилась в нём. Светлая золотистая парчовая ткань рядом с ним и светлая фреска заднего плана усиливают глубину и насыщенность чёрного цвета.

Свет на полотне падает слева (из окна), так как фигура царя отбрасывает вправо, на колонну, густую чёрную тень. Окно с левой стороны освещает арку и фреску на заднем плане, высвечивает чеканный лоб и нос героя. Дневной свет смешан со свечным светом. Так, пламя свечи в руке Ивана Грозного ярко озаряет кисть его правой руки, бросает красные отсветы на его лицо и отражается в глазах. Жёлтый отблеск свечного пламени падает на правый висок царя, подчёркивая темноту его лица.

Идея произведения: образ Ивана Грозного, правителя сильного, кровавого и гордого, не пришедшего к раскаянию в своих деяниях.

В картине «Иван Грозный» С.А. Кириллов отразил образ царя Московии, к которому он пришёл в ходе долгих творческих исканий. Художественный образ царя по большому счёту не противоречит исторической достоверности, он дополняет её.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Степан Разин»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Петр Великий»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Княгиня Ольга»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Куликово поле»