Сочинение-описание по картине Кириллова «Куликово поле»


картинка


Сергей Алексеевич Кириллов (род. 1960 г.) — современный российский художник, мастер исторических полотен. Его картины хранятся в Третьяковской галерее, ими иллюстрируют школьные учебники истории. В 1995 году Кириллов написал «Куликово поле». Размер холста невелик: 50 × 100 см, картина написана маслом.

Жанр: батальный, исторический. Художник изобразил великое для Руси событие 1380 года — Куликовскую битву, в которой русское войско Дмитрия Донского одержало победу над ордынским войском Мамая. Победа досталась дорогой ценой, но она изменила сознание русских людей. Это был шаг к объединению Руси и полному свержению ига Золотой Орды.

Композиция картины многофигурная, динамичная, диагональная. Отчётливая диагональ проходит по копью русича, деля картину на два мира: русских воинов, стоящих с копьями и щитами, и скачущей татарской конницы.

Центр композиции — поединок русского витязя и ордынского конника.

На переднем плане пожухлая осенняя трава, в левом нижнем углу полотна брошен оранжевый щит воина, нацелившего копьё на татарина. На небольшом возвышении сошлись два врага. Конь ордынца изображён в момент падения: задние ноги высоко в воздухе, передние тоже потеряли опору, голова вытянулась по земле, а туловище почти вертикально зависло в воздухе. Однако всадник держится в седле, он натянул тетиву лука — вот-вот спустит стрелу в русича. А тот, кряжистый, могучий, в кольчуге и шлеме, пригнувшись, уже почти пронзает татарина.

Второй план: слева стоит плотной стеной русское войско со щитами, копьями, знаменем с образом Спасителя, справа скачут ордынцы. С той и с другой стороны летят стрелы.


Задний план — небо над степью. Вдали виден бледный круг восходящего солнца, затемнённого рваными тучами. С правой стороны картины, где изображены татары, фон более сумрачный: тёмные, угрожающие тучи. Слева, над станом русских, небо гораздо светлее, облака не выглядят грозными. Так художник показал, что победа русского войска уже предопределена: сражение состоялось 8 сентября, в Рождество Пресвятой Богородицы, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского.

Цветовая гамма картины, главным образом, холодная. Её составляют тёмно-зелёный цвет травы, серо-голубые тучи, светло-зелёный цвет неба, тёмно-коричневые лошади. В одежде главных персонажей синий, почти ультрамариновый, цвет контрастирует с красным и оранжевым, внося впечатление напряжения в полотно.

Красная рубашка и оранжевые сапоги русского витязя сочетаются с синими штанами, синий цвет в той же детали костюма ордынца соседствует с красным колчаном и оранжевой сбруей коня. Тёплые пятна в картине — оранжевые щиты русских, зрительно «согретые» первыми лучами восходящего солнца.

Утренний свет рассеян, солнце только немного поднялось над горизонтом. Тучи едва пропускаю его слабые лучи, но небо неудержимо светлеет, и отблеск его виден на щите со стрелой (передний план).

Идея произведения: противостояние двух сил, одна из которых — на стороне Света, другая — на стороне тьмы. Схватка между ними, как всегда, не на жизнь, а на смерть. Победа достанется нелегко, но она предрешена свыше правотой русичей и их верой.

Картина С.А. Кириллова «Куликово поле» стоит в ряду лучших работ художника. Она даёт зрителю возможность почувствовать себя среди битвы: слышится, как свистят стрелы, бьют конские копыта, кричат в скачке ордынцы…




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Степан Разин»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Петр Великий»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Иван Грозный»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Княгиня Ольга»