Сочинение-описание по картине Кириллова «Петр Великий»
Сергей Алексеевич Кириллов (род. 10.05.1960) — советский и российский художник, автор исторических полотен. Картину «Пётр Великий» он писал в 1982–1984 гг. во время учёбы в Московском Государственном Художественном Институте им. В.И. Сурикова. Это полотно — дипломная работа Кириллова. Размер холста: 235 × 170 см, техника написания — масло.
Жанр — историческая живопись. На полотне изображен великий российский царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов. Зритель видит его не в парадной обстановке, а в своём кабинете, в раздумье.
Композиция картины однофигурная, линейная, статичная. Формат полотна вытянут по вертикали сообразно со стоящей фигурой Петра, что подчёркивает значимый рост и величие царя.
В центре композиции — сам Пётр. Государь стоит во весь свой внушительный рост, в ботфортах, в белой рубашке с засученными рукавами. Он занят какой-то мыслью: брови сведены к переносице, руки нервно сжимают трубку, взгляд направлен на потрёпанный лист бумаги, лежащий на столе.
На переднем плане слева зритель видит небольшой стол, покрытый длинной узорчатой скатертью, поверх неё расстелена маленькая скатёрка из плотной ткани, которая топорщится. На столе высится массивный подсвечник с горящими свечами и лежит длинный лист тонкой бумаги, свисающий с края. Рядом, ближе к центру, стоит Пётр. Справа — сдвинутый стул с высокой спинкой, на его сиденье — шляпа-треуголка.
Средний план — шахматный узор пола в перспективе, большой тёмно-коричневый шкаф во всю стену, на фоне которого стоит царь.
Задний план с правой стороны картины — поднятое окно, за ним открывается водный простор. По-видимому, это Финский залив. Слева в верхнем углу и над окном расползается тенью чёрная темнота.
Обстановка комнаты деловая: нет ничего лишнего, никаких предметов роскоши — в духе Петра. Бравый и задумчивый, он соответствует образу из «Стансов» Пушкина: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…».
Цветовая палитра картины сводится к тонам коричневого, жёлтого и бордового, с преобладанием тёмно-коричневого цвета. Темные краски разбавляет белая рубашка Петра. В тёплоту цветовой гаммы вторгается холод бледно-зелёной портьеры и серо-голубого залива в окне, холодит картину также фиолетовый пояс царя и чернота угла. Контрастность красок подчёркивает противоречивость натуры героя картины.
Красная обивка стульев, бордовый цвет бархатных штанов царя придают впечатление внутренней энергии этой статичной сцене.
Основной источник света в картине — окно на заднем плане. Небо пасмурное, и комната погружена в полумрак. Дополнительное освещение дают горящие свечи, бросающие отблески на скатерть, лицо и одежду Петра.
Идея произведения: великий царь-реформатор в простоте обстановки, его равнодушие к внешнему блеску, сосредоточенность на помыслах о развитии страны.
Картина С.А. Кириллова «Пётр Великий» достоверно отражает образ самодержца Петра Алексеевича, личность незаурядную и могучую.