Сочинение-описание по картине Кириллова «Степан Разин»


«Степан Разин» - С.А. Кириллов


Сергей Алексеевич Кириллов (род. 10.05.1960) — советский и российский художник, один из ведущих живописцев в историческом жанре. Над картиной «Степан Разин» он работал с 1985 по 1988 гг. Масштаб холста — 192 × 252 см, техника исполнения работы — масло.

Жанр картины — историческая живопись. Сюжет картины связан с историческим моментом — казнью Степана Разина, предводителя крестьянского восстания 17 века. Разин — герой многих народных песен, казачий атаман, разбойник. Художнику он интересен как сильная личность в истории Руси.

Композиция многофигурная, построение картины определяет диагональ, задающая динамику. В композиционном решении полотна видна перекличка с картиной В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: главы собора Василия Блаженного, белая рубаха приговорённого, его бородатое лицо,

Центр композиции — фигура Степана Разина, поднимающегося по ступеням на лобное место. Приковывает внимание зрителя, его лицо, данное в полуобороте, и взгляд.

На переднем плане зритель видит секиры, пики, знамёна, лица стрельцов. Старые стрельцы нахмурены, молодой стрелец взволнован происходящим: в его больших голубых глазах мучительное выражение. Вероятно, облик Степана Разина вызвал его сочувствие. Справа в нижнем углу картины — польский военный со знаменем. Над ним пожилой боярин поджигает от факела свиток с печатью. Должно быть, это только что зачитанный указ.

Сам Степан поднимается со связанными за спиной руками по крутым деревянным ступеням, по бокам которых толстые свежеструганные брёвна. Мятежник в белой изодранной рубахе, за ним следует, подталкивая, стрелец в красном кафтане. Разин бросает в толпу взгляд, в котором нет страха. Это взгляд очень сильного человека, который готов ко всему и ни перед чем не дрогнет.


На втором плане картины возвышаются над свежим настилом колья, колесо. Слева торчит рукоять топора и видна плаха. Словом, все атрибуты средневековой казни.

Задний план — пасмурное небо над головой, где кружат птицы, а справа выступает стена Покровского собора (Василия Блаженного) с главами.

Храм Покрова художник изобразил, создавая впечатление, что казнь проходит на Лобном месте. На самом деле Разина казнили на Болотной площади.

Цветовую палитру составляют насыщенные цвета: красный, зелёный, жёлтый, тона синего. Сочетание ярких, раздражающих красок содействует передаче напряжённости происходящего действия. Контраст белой рубахи Разина и красного кафтана стрельца усиливает впечатление драматичности момента.

Свет в картине рассеянный: небо сплошь затянуто плотными облаками. Ясный солнечный денёк был бы не уместен при таком страшном событии.

Идея произведения: трагедия сильной и противоречивой личности в ходе русской истории

Картина С.А. Крылова «Степан Разин» захватывает зрителя, заставляет почувствовать себя неравнодушным свидетелем происходящего события, вызывает сочувствие к главному герою, наделённому могучей силой, завершившему свой путь так бесславно и трагично.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Петр Великий»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Иван Грозный»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Княгиня Ольга»
  • Сочинение-описание по картине Кириллова «Куликово поле»