Сочинение-описание по картине Репина «Арест пропагандиста»


«Арест пропагандиста» - И.Е. Репин


Илья Ефимович Репин (5.08.1844–29.09.1930), выдающийся русский художник, в 1880–1889 и 1892 годах работал над картиной «Арест пропагандиста». Масштаб произведения — 34,8 × 54,6, материал — дерево, техника написания — масло.

Жанр картины — жанровая сцена на злободневную политическую тему. В центре внимания арест человека, активно распространяющего революционную печать (в 80-е годы 19 века поднялась волна народовольческого движения). Место действия — крестьянская изба, просторная, но неопрятная.

Композиция произведения — многофигурная, диагональная, динамичная. В построении картины решающее значение имею группы. Центр композиции — главный герой и держащие его люди. Картина по диагонали делится на две части: одна заполнена фигурами, другая пуста.

На переднем плане в левом углу картины изображена крупная фигура пожилого жандарма, читающего листовку, изъятую из чемодана. Над ним склонился молодой человек с прилизанной причёской. Острым взглядом он всматривается в листок. Вероятно, это сыщик. Длинными пальцами худой руки он оперся о спинку стула, на котором сидит жандарм.

За ними виден широкий проём в стене, за которой скрывается другое помещение. Оттуда выглядывает служащий полиции с усиками, в руке его новая пачка листовок как вещественное доказательство. У косяка стоит девушка в розовом платье, нервно сцепив руки. Похоже, это сообщница пропагандиста.

В пустоте, на замусоренном полу, где нет никаких персонажей, внимание зрителя привлекает разворошённый чемодан с двойным дном. Он набит бумагами: листовками и запрещённой литературой.


Средний план — центральный герой картины в красной рубахе. Рыжие волосы его взъерошены, в глазах горит ненависть. Революционер смотрит на фигуру у окна, смутно вырисовывающуюся в тени. Руки его связаны за спиной, его удерживают оборванный бородатый крестьянин и полицейский с шашкой на боку, что мешает арестованному броситься на предполагаемого доносчика. За ними видны ещё двое крестьян, участвующих в задержании.

На заднем плане изображена группа крестьян в сермяжных одеждах. Один с недоумением смотрит на происходящее, двое других держатся отстранённо. У входной двери на скамье сидит человек некрестьянского вида: с бритым лицом. Он устремил недобрый взгляд на пропагандиста. Возможно, этот человек и есть предатель.

Почти все персонажи равнодушны к аресту народовольца, только девушка как соратница арестованного сопереживает ему.

Цветовая палитра картины состоит, в основном, из тёмных невыразительных цветов. Красная рубаха народовольца — это эмоциональный центр картины. Кроме того, красный цвет подчёркивает страстность натуры борца за народную волю. Розовеет платьем и девушка. Розовый — цвет счастья. Вероятно, он выражает мечту барышни о счастье народа. В этом же ключе светлым пятном на сером полу представлен чемодан с прокламациями. Представители власти и народа изображены в тёмных тонах: реакционеры и ничего не понимающие тёмные крестьяне.

Свет распространяется от небольшого окна слева, обозначая длинные тени от стоящих крестьян. Это освещение струится по полу, ложится отблесками на погоны, эполеты, эфес и сталкивается со светом, исходящим из проёма в соседнее помещение. Таким образом, группа людей в правом углу хорошо освещена.

Идея картины — одиночество пропагандиста, неприятие его деятельности народом. В этой работе художником выражено крушение идеи народовольческого движения.

Картина И.Е. Репина «Арест пропагандиста» великолепна по своим художественным достоинствам. Она принадлежит к «народовольческой серии» художника. В первой версии этой картины инициатива задержания народовольца исходила от одних крестьян, что отражало реальное положение вещей. Однако Репин был зависим от мнения революционно настроенной общественности, и во втором варианте появились полицейские и прочие представители власти, что больше соответствовало вкусам публики. Этот вариант и стал хрестоматийным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • Сочинение-описание по картине Репина «Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года»
  • Сочинение-описание по картине Репина «Не ждали»
  • Сочинение-описание по картине Репина «Крестный ход в Курской губернии»