Сочинение-описание по картине Рериха «Автопортрет»

Николай Константинович Рерих (1874–1947), русский художник, путешественник, писатель, полжизни провел в Индии, впитал её философию, религию, но до конца своих дней любил Россию. «Автопортрет» художник написал уже на склоне лет.
Техника исполнения работы — темпера.
Жанр картины — портретная живопись. В данном случае портрет сочетается горным пейзажем вдали.
Композиция произведения статичная, треугольная, как во всех классических портретах. «Треугольный» по очертаниям силуэт, размещённый в четырёхугольном, почти квадратном, пространстве, создаёт впечатление стабильности и покоя.
На переднем плане — изображение художника Николая Рериха в виде почтенного старца с седой бородой. Несмотря на увлечённость буддизмом, головной убор его похож на скуфью православного монаха, да и чёрная одежда напоминает не буддийского монаха, а русского. Художник изображён за работой, лицо его сосредоточенно и спокойно. Перед ним на столе своеобразный маленький мольберт, рука привычно работает кистью. А вот по левую сторону от художника висит, как занавес, яркое оранжевое полотно — буддистский цвет.
На заднем плане, за спиной Рериха, высятся снежные вершины гор, а над ними яркое голубое небо. Горы особенно любимы художником, они были источником его вдохновения.
Автопортрет художника в возрасте мудрого созерцания на фоне величественных Гималаев, конечно, символичен.
Цветовая палитра произведения состоит из контрастирующих тёплых и холодных цветов: голубого, чёрного, оранжевого, фиолетового, жёлтого. При этом они гармонично сочетаются. Оранжевое полотно гармонирует с чёрным костюмом, фиолетовая шапочка перекликается с покрытием стола и гармонично сочетается с голубым фоном. Оранжевый и голубой, как известно, тоже красиво дополняют друг друга. Кроме того, чистота и глубина красок, свойственная работам Рериха, делает полотно очень притягательным для глаз.
Тёплый свет солнца падает слева, он золотит оранжевую ткань, высвечивает чёрную блузу художника до коричневого оттенка, до золотистого тона — смуглое худощавое лицо и руку. Тёплая желтизна уютно разливается по дереву мольберта, а на фиолетовый стол падает густая чёрная тень от фигуры художника. Сверкают в лучах голубоватые снега Гималаев, но от них веет холодом.
Идея картины связана с мировоззрением Николая Рериха и с возрастом, когда пора подводить итоги. Горы были не только источником вдохновения для Рериха. Он верил легенде о загадочной Шамбале, счастливой стране, скрытой в горах. Шамбале художник посвятил много полотен. Вероятно, эта «обетованная земля» — мечта и цель — виделась ему существующей в ином мире, переход в который уже на горизонте. Высокие горы за спиной Рериха — символ высшего, горнего мира, к которому стремится его душа.
Можно по-разному относиться к философии Николая Рериха, его концепции культуры: принимать или не принимать, но его огромный художественный дар неоспорим. И эта работа художника «Автопортрет» свидетельствует о нём в ряду других его произведений.