Сочинение-описание по картине Рериха «Победа»


«Победа» - Рерих Н.К.


Картина выдающегося русского художника Н.К. Рериха (1874–1947) «Победа» («Змей Горыныч»), написанная в 1942 году, относится к серии «Богатырских», посвящённых Второй Мировой войне. Масштаб холста: 76,2 × 122 см, техника написания — темпера.

Жанр произведения — мифологический (сказочно-былинный). Картина написана в разгар войны (1942 год). Страна в тяжелейшем положении, но в битве за Москву одержана победа. Решающую роль в победе сыграли сибирские дивизии. В связи с этим знаменательным событием Рерих написал аллегорическую картину «Победа», где образ богатыря на фоне Алтайских гор олицетворяет сибиряка — защитника Родины, поверженный дракон — захватчиков.

Вид композиции — диагональный: горный склон зрительно делит картину на две «треугольные» части.

На переднем плане изображён дракон, единственная голова которого отрублена. В его глазах гаснет жизнь, последний язык пламени вырвался, и пасть закрылась — только что закончился бой. Острые драконьи гребни противоречат монументальным очертаниям гор, когтистая лапа судорожно вцепилась в камень, мощный длинный хвост, извиваясь, замер. Тёмно-зелёный цвет дракона напоминает цвет формы немецкой пехоты.

В центре композиции — богатырь с мечом, щитом, в кольчуге и шлеме. В его позе усталость. Он смотрит на врага с чувством исполненного долга: выполнена тяжёлая и необходимая работа. Богатырь темноволосый, у него восточные черты лица, что подчёркивает сибирское происхождение витязя.


Задний план — снежная вершина священной горы Алтая Белухи. Рассветное солнце озаряет противоположный склон, небосклон — в жёлто-розовых тонах, с узкой чертой красного цвета — символом пролитой крови.

Цветовая палитра построена на контрасте холодных и тёплых красок: сиренево-голубые снега, грязно-зелёный цвет дракона, розовеющее и золотящееся небо. Такой контраст создаёт ощущение напряжения. Тревожную ноту в полотно вносит яркий красный цвет крови дракона, с ним перекликается красное продолговатое пятно в небе. Рубашка богатыря под кольчугой тоже красного цвета, но тон её более сдержанный. Самый нежный, бледно-розовый, цвет — на снежном склоне со стороны рассвета. Он смягчает напряжение, в нём звучит надежда и обещание.

Свет в картине падает слева от восходящего солнца. Более яркое пятно — снежные вершины Белухи со стороны восходящего солнца. Место сцены сражения более сумрачно. Над ним жёлто-оранжевый свод неба, на синие снега на склоне горы только падают отсветы, отмечая рельеф поверхности.

Идея произведения заключается не только в победе русского оружия в битве за Москву. Если учитывать, что образ змея (дракона) в творчестве Рериха связан неразрывно с образом Георгия Победоносца, то аллегория картины имеет более общее значение: дракон представляет глобальное мировое зло, а человек символизирует победу над ним.

Картину Николая Рериха «Победа» в 1975 году — в год тридцатилетия Победы — подарил Сибирскому отделению РАН младший сын художника. Теперь она хранится в Доме Учёных Академгородка Новосибирска. Даритель отметил, что автор полотна стремился передать в нём уверенность в Победе и надежду на светлое будущее для всего человечества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Рериха «Заморские гости»
  • Сочинение-описание по картине Рериха «Илья Муромец»
  • Сочинение-описание по картине Рериха «Автопортрет»
  • Сочинение-описание по картине Рериха «Александр Невский»