Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Петр I»


«Петр I» - Серов В.А.


Валентин Александрович Серов (1865–1911), русский художник (живописец и график), в 1907 году написал картину «Пётр I». Небольшая по размерам работа (68,5 × 88 см) выполнена на картоне, техника — темпера.

Жанр произведения: историческая живопись. Сюжет картины: Пётр Первый в начале основания Петербурга.

Композиция картины диагональная. Группа людей во главе с Петром задаёт линию диагонали. Картина ощутимо динамична, в ней чувствуется стремительное движение и энергия. Центр композиции — фигура царя Петра.

На переднем плане, ближе всего к зрителю, плещется вода у насыпи, слева виднеется пришвартованная лодка.

Средний план. Царь Пётр (в центре) со свитой широко шагает по насыпи. В его движениях энергия и воля. Художник изобразил царя-реформатора, который «Россию вздёрнул на дыбы». Высокая фигура самодержца невольно приковывает внимание зрителя. Он твёрдо ступает, его обветренное лицо вдохновенно, царственный взгляд будто видит перед собой будущий город во всём великолепии и новую просвещённую Россию.

Свита государя оттеняет его необыкновенную личность. Прямая осанка, высоко поднятая голова контрастируют с фигурами, согнувшимися под напором морского ветра. Двое вельможей в париках кутаются в плащи и кое-как идут, преодолевая жёсткие порывы. За спиной Петра — молоденький денщик с царёвой треуголкой в руках. Он очень смуглый, черноволосый, черты лица не европейские. Возможно, это Ибрагим, «арап Петра Великого», его крестник. Образ этого юноши — примета новой России, когда продвижение по службе перестало зависеть от происхождения. Только способности и верность идее нового государства содействовали возвышению человека.

Лиц придворных почти не видно, определённые черты в них не просматриваются. Художник тем самым обозначил незначительность этих персонажей.


Место, где проходит Пётр, только начало освоения. Здесь ещё нет набережной, только насыпь, слева — постройка в строительных лесах, зато совсем неподалёку корабли — начало русского флота. Здесь же пьёт воду из Невы корова. Её присутствие — признак бытового обустройства людей, осваивающих невские берега.

Задний план — фон строящегося Петербурга. Противоположный берег уже приобретает очертания города в первых каменных строениях, сверкает шпиль Петропавловского собора.

Половину полотна занимает облачное небо, в котором носятся с криками морские чайки, что указывает на близость моря. Россия становится морской державой.

Цветовая палитра картины богатством не отличается, преобладают свинцово-серые тона. Автор поставил задачу передать дух великого строительства, потому был сдержан в красках.

Свет солнца заметен только на заднем плане. Он освещает корабли и новые строения на дальнем берегу. Центр картины остаётся в тени, здесь пасмурно, ветрено, трудно и пока не до радости.

Идея произведения: Пётр повел Россию по новому пути, и возврата к прошлому нет.

Картина находится в Третьяковской галерее. В своё время её не оценили по достоинству, сегодня она признана одной из самых вдохновенных работ Серова.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Мика Морозов»
  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Дети»
  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»