Сочинение-описание по картине Сурикова «Изгнание Христом торгующих из храма»

Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916) — русский художник, звезда первой величины в жанре исторической живописи. В 1869–1875 гг. он был студентом Академии художеств Петербурга. В 1873 году он написал одну из своих студенческих работ — «Изгнание Христом торгующих из храма». Размер холста: 78 × 118 см, техника написания — масло.
Жанр картины — религиозная живопись. Полотно создано на евангельский сюжет, когда Иисус увидел храм заполненным продающими и покупающими и выгнал торговцев из дома молитвы.
Композиция полотна многофигурная, диагональная (по игре света и тени), динамичная.
Центр композиции — фигура Христа в красном. Он стоит в дверях храма под красною завесою и повелительно указывает рукой — вон!
На переднем плане картины расположена пёстрая группа людей. Справа — старик-меновщик на коврике, расстеленном на земле. Он отрешённо смотрит перед собой, ничего не замечая. Рядом с ним (в центре) трое играющих и жующих мальчиков лет пяти-шести. Один повернул голову в сторону Христа и смотрит на происходящее изгнание. Слева молодая женщина, сидящая на коврике с товаром, и старик, стоящий с поклажей, повернулись в сторону знаменательной сцены.
Средний план — люди, торгующие на ступенях храма. У них расширенные глаза, выражение страха в лицах. На верхней ступени — толпа выходящих из храма по велению Христа. Они растеряны, смущены, несут свои товары, подросток ведёт осла. Кто-то рассержен, кто-то недоумевает, есть уходящие с задумчивыми лицами, сознающие справедливость требования этого Человека.
В центре заднего плана, за спиной Христа, видны головы апостолов, мерцание свечей в полумраке храма. По обеим сторонам строения в отдалении очерчены фигур торговцев, их палатки.
Художник изобразил иудейский храм, как внутри, так и снаружи, охваченным духом торговли. Создаётся впечатление базара и гвалта там, где должна быть тишина.
Цветовую палитру составляют тёпле тона: жёлтого, красного и коричневого цвета. Такая цветовая гамма соответствует жаркому дню юга и передаёт психологическое напряжение сцены. Красный цвет в одеждах иудеев в сочетании с тёмной от загара кожей, чёрными глазами и волосами подчёркивает южную горячность, темперамент. Жёлтые лучи солнца придают дополнительный тёплый оттенок всему, усиливая впечатление зноя.
Полотно заливает солнечный свет. Он падает слева, солнце стоит высоко: вправо ложатся короткие тени. Самая большая тень падает на стену храма от натянутого тента, деля её по диагонали, пересекая выходящих торговцев из храма и стоящего в проёме Христа, что усиливает динамику сцены.
Идея этого произведения перекликается с идеей соответствующих глав Евангелия: «…дом Отца Моего не делайте домом торговли». Изгоняемые из храма иудеи, конечно, видели в этой ситуации Божественное произволение, но по страсти сребролюбия не приняли этого вразумления.
Картина студента академии В.И. Сурикова «Изгнание Христом торгующих из храма» хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Она интересна как «проба пера» автора, впереди у которого знаменитые масштабные полотна, привлекательна колористическим и композиционным решением, характерами в лицах — на всём лежит печать зреющего Суриковского таланта.